«Барышни, что вы в самом деле! Нахимов в кепке, а второй – Ушаков», - бросил нам мимоходом дядечка. Не взялась бы за публикацию, если бы ко мне не обратилась женщина с вопросом: «Это же Ушаковский мост? Почему на колоннах разные изображения?» «Не может быть!» - первое, что ответила я. И буквально с первой встречной пошли мы осматривать стоящие у въезда на мост колонны.
Мост прохожу обычно быстро и смотрю всегда на воду. Если стою в пробке, тоже созерцаю, а на колонны особого внимания никогда не обращала. Сократ прав в очередной раз: «Я знаю, что ничего не знаю».
Мост переименовали в Ушаковский в 1952 году, а до того он назывался Вторым Каменноостровским, позднее Строгановским и был деревянный. Построили его в конце XVIII века, правда, немного выше по течению Невки. После ВОВ мосты Ленинграда начали постепенно перестраивать, дошла очередь и до Строгановского. Название моста связано с находящейся рядом дачей графа Строганова.
В начале ХХ века по мосту начали ходить трамваи, поток транспорта стал больше, и возникла необходимость в современной конструкции. Деревянная переправа несколько раз ремонтировалась, но всему свой срок.
Ушаковский мост соединил два берега Большой Невки, Каменный остров с Выборгской стороной. Мост не велик, его длина чуть более 200 метров, а ширина - 27 м. У моста одиннадцать пролетов, не буду обременять никого инженерными особенностями моста, в которых не сильна.
Что может быть интересно, так это то, - мост был разводным, позднее привод был демонтирован и мост уже много лет не разводится. Запоминаются береговые пролеты с арками, которые прекрасно видны с Каменного острова. При желании мост можно связать воедино с ансамблем, прославляющим победы русского флота.
Мост находится рядом с Военно-морской академией и поэтому морская тема нашла место в украшениях моста.
Колонны венчают изображения русских флотоводцев Павла Степановича Нахимова и Федора Федоровича Ушакова на фоне большого количества стягов.
Решетка моста поддерживает общий морской фон, на чугунных перилах якоря, звезды, лавровые венки. Все выполнено в лучших традициях сталинского классицизма.
В 2000 году появилась необходимость «разгрузить» Приморский проспект, и началось возведение эстакады, Эстакаду построили достаточно быстро, но пробок меньше не стало. Развязка выглядит внушительно, на массивные опоры установлены декоративные корабельные пушки. Получился некий триптих, посвященный военно-морской мощи нашей страны.
Ушаковский мост проектировал В.С. Васильковский, он же принял участие в работе над проектом Ушаковской развязки. К сожалению, это последняя работа архитектора В.С. Васильковского.
Ушаков Федор Федорович (1745 -1817) – адмирал, командующий Черноморским флотом. В 38 лет получил чин капитана I ранга. Командовал русской эскадрой в Средиземным море. Отвоевал для Отечества Черноморский регион. Потемки очень эмоционально оценил это событие: «Наши, благодаря Бога, такого перца задали туркам, что любо. Спасибо Федору Федоровичу!». Провел более сорока морских сражений и не потерпел ни одного поражения. В начале XXI века был причислен к лику святых.
В прошлом году первому мосту через Большую Невку исполнилось 200 лет.
В десяти минутах от Ушаковского моста находится пешеходный мостик через Черную речку с уже знакомым названием - Строгановский. Мост построен в конце 70-х и ведет в Строгановский сад и к Военно-морской академии.
Это небольшая часть утраченной усадьбы графа А.С. Строганова. По описаниям место было красивое с фигурами сфинксов, кентавров, мостиками и канавками. Дача графа – одно из первых творений архитектора А.Н. Воронихина. Пруд сохранился до сих пор, есть планы о возрождении дачи Строганова.
Граф был человеком разносторонним, любил искусство, устраивал праздники с фейерверками и обильной едой, но и земли прикупил немало. Предполагаю, что его усадьба простиралась не только на том месте, где сейчас расположена академия, но и дальше за метро. Главное здание усадьбы выходило фасадом на Большую Невку, похоже, планируют воссоздание именно этого элемента и разместят в нем очередное vip-заведение.
Спасибо, что прочитали!