Вот и дошли мы, наконец, к району Амалиенау, который без конца всплывал у меня в подкасте и пару раз в статьях, и который является единственным сохранившимся немецким районом, который путеводители не игнорируют.
И то, они утверждают, что все самое интересное можно посмотреть, просто прогулявшись вдоль улицы Кутузова и проспекта Победы.
Не хочу вступать в полемику с уважаемыми авторами, но это все равно, что рекомендовать заказать в ресторане пиццу с ветчиной - и съесть только ветчину.
Ну, т.е. формально - да. Именно вдоль этих улиц стоят самые главные и самые красивые виллы, гуляя здесь вы увидите еще одну красивую кирху, на этот раз святого Адальберта (которая, правда, вскоре должна стать храмом Дмитрия Донского, а пока принадлежит испытательному институту) - но Амалиенау не про это.
Цитируя Википедию: “Район был распланирован нетрадиционно для прусского города, со множеством аллей, круговых площадей, извилистых улочек. До этого времени закон прусского градостроительства разрешал строительство только прямых улиц. Специально для этого проекта закон был изменён. Ни одна из улиц района не пересекается под прямым углом.”
Располагался Амалиенау на самой окраине старого Кёнигсберга и стратегической ценности не представлял, поэтому и уцелел практически полностью после войны. Здесь размещались генералитет и офицерский состав, ведомственные гостиницы и общежития, семьи. Многие старые виллы стали школами, детсадами и библиотеками.
Поэтому тут не надо искать достопримечательностей, здесь нужно бродить, сворачивать в понравившиеся переулки, и никуда не торопиться. Ты натыкаешься то на небольшой живописный пруд, то на следы старой трамвайной линии, то помпезный музыкальный театр.
Но самое интересное - это вообще плюнуть на путеводитель и перейти незримую границу туристического Амалиенау на юге и жилого-живого Амалиенау на севере.
Возможно, эта часть называется как-то по другому, но, увы, я не знаю, как.
В общем, это невероятно тихое и уютное местечко, в котором тоже можно наткнуться на то, чего вы никак не ждали увидеть.
Милые скульптуры на домах? А пожалуйста!
Огромный университетский корпус с часовой башней? Да не вопрос!
Улочка одно- и двух-этажных домиков, утопающих в садах? Конечно!
Длиннющая аллея, укрытая кронами вековых деревьев, зажатая между уютных садиков, по которой катается единственный уцелевший Калининградский трамвайный маршрут? Что ж вы раньше не сказали!
В какой-то момент прогулки ливанул слепой осенний дождь - сильный-сильный, но сначала нас укрыла та самая, трамвайная фестивальная аллея, да так, что не упало ни капли, а, когда тучи вернулись чуть позже, Амалиенау подкинул нам очаровательную одноименную пекарню, в которой мы и укрылись от непогоды.
Эта прогулка и эти улочки - основная причина того, что несмотря на свое ворчание о Калининграде я рассказываю с таким азартом и интересом. Именно здесь я понял, что мы с городом наконец-то поняли друг друга и заключили хрупкое перемирие.