Найти тему
Удивительная Грузия

Как менялось население Грузии: кто и почему сбежал из страны после развала СССР?

Население Грузии продолжает сокращаться – и это очень неприятная тенденция. Какой бы привлекательной и манящей для путешественников не была Грузия, нельзя не признать – многим грузинам там сегодня действительно тяжело. А потому и уезжают все, кто может, и началось это не вчера, не в нулевых, а после распада СССР. С тех пор волны миграции накатывают на страну с каждым десятилетием по новым причинам.

фото - sova.news
фото - sova.news

Обратимся к переписи населения 1989 года: население Грузинской СССР составляло 5,400 млн человек. Из них:

  • Азербайджанцы – 307 тыс человек
  • Армяне – 437 тыс человек
  • Русские – 341 тыс человек
  • Осетины – 164 тыс человек
  • Греки – 100 тыс человек
  • Абхазы – 95 тыс человек
  • Украинцы – 50 тыс человек

Советская Грузия была многонациональной, гостеприимной, это был тот самый теплый уголок Советского Союза, куда смело перебирались в поисках лучшей жизни. Мои прабабушка с прадедушкой переехали в Грузию в конце 50-х с Урала – сначала съездили в отпуск, влюбились в эти места и решили связать с ними свою жизнь. Мама, я – мы родились уже в Грузии.

Осетины, абхазы, греки, русские – все чувствовали себя в Грузии комфортно, пока не начался развал СССР, пока на прилавках не исчезли продукты, пока не начали массово закрываться заводы.

К 2002 году число армян сократилось почти на 200 тысяч человек, русских – на 280 тысяч человек, осетин – на 110 тысяч человек, украинцев – на 45 тысяч человек, греков – на 85 тысяч человек, абхазов – на 92 тысячи человек. Тех же русских в 2014 году в Грузии оставалось 26 тысяч человек против 341 тысячи в 1989 году.

Сегодня в Грузию возвращаются иностранцы, но это – уже совсем другие люди. Грузия привлекает тех, кто свободен от политических предрассудков, кто нейтрален и предпочитает жить сегодняшним днем, а не вчерашними обидами.

Моя семья тоже практически убегала из Грузии. Не было работы, денег, начались псевдопатриотические волнения, провоцируемые Гамсахурдиа. Осталась ли обида? Нет, спустя десятилетия мы продолжаем любить Грузию, ностальгировать и надеяться когда-нибудь вернуться.