Найти в Дзене
Елена Каштанова

"Как мы с Вовкой". Читать всем

Первую книгу из серии "Как мы с Вовкой" - "История одного лета" - я обнаружила совершенно уникальным способом - благодаря обложке. Просто не смогла пройти мимо очень примитивного, но невероятно стильного дизайна. В этом детском рисунке передано все содержание и настроение книги: два отвязных ребенка, деревенский туалет типа "удобства во дворе" и очумевший кот. В общих чертах об этом и пойдет речь. И да, для меня этот способ уникальный, вопреки поговорке я не сужу о книге по обложке, во всяком случае, других таких случаев не припомню. Уже после обложки я прочла и аннотацию, и отзывы, и решила - надо брать. Ну что ж - не пожалела ни разу. Читая, реально не могла сдержать смех, несколько раз приходилось объясняться с окружающими, всем же интересно, чего это Лена так ржет, и ведь не объяснишь же в двух словах, всю книгу надо с начала читать. А потом задумалась - как же все-таки объяснить, какая это книга, на что она похожа? И вот знаете - ни на что! То есть можно вспомнить рассказы Носова

Первую книгу из серии "Как мы с Вовкой" - "История одного лета" - я обнаружила совершенно уникальным способом - благодаря обложке. Просто не смогла пройти мимо очень примитивного, но невероятно стильного дизайна. В этом детском рисунке передано все содержание и настроение книги: два отвязных ребенка, деревенский туалет типа "удобства во дворе" и очумевший кот. В общих чертах об этом и пойдет речь.

Андрей Асковд. Как мы с Вовкой. История одного лета
Андрей Асковд. Как мы с Вовкой. История одного лета

И да, для меня этот способ уникальный, вопреки поговорке я не сужу о книге по обложке, во всяком случае, других таких случаев не припомню. Уже после обложки я прочла и аннотацию, и отзывы, и решила - надо брать. Ну что ж - не пожалела ни разу. Читая, реально не могла сдержать смех, несколько раз приходилось объясняться с окружающими, всем же интересно, чего это Лена так ржет, и ведь не объяснишь же в двух словах, всю книгу надо с начала читать.

А потом задумалась - как же все-таки объяснить, какая это книга, на что она похожа? И вот знаете - ни на что! То есть можно вспомнить рассказы Носова или Драгунского, Астрид Линдгрен с ее проказливыми мальчишками, "Манюню" Наринэ Абгарян, только везде будет присутствовать какое-нибудь "но" и "не совсем". Пожалуй, "Манюня" будет ближе всего - то же время, та же страна, похожие острые на язык бабушки, главные герои - дети. Только у Наринэ девчонки, а у Андрея мальчишки. Это, конечно, накладывает свой отпечаток - мечты у детей разные, но проказы и шалости очень похожи, наверное, они не имеют половой дифференциации.

Ну и на язык повествования нужно обратить внимание, в цикле "Как мы с Вовкой"лексика намеренно сниженная, настолько, что вспоминается М. М. Бахтин с его смеховой культурой и романтизацией материально-телесного низа. Я не рекомендую эти книги ханжам, падающим в обморок от слова на букву Ж, которое я не могу называть, иначе мне ограничат показы статьи. Оно там есть. И не только оно. Но не будем забывать, что действие происходит не в салоне Анны Павловны Шерер, а в среднерусской деревне. Так разговаривает довольно большая часть наших современников-соплеменников, с этим нужно смириться. Ну или оставаться где-то в мире своих иллюзий, где "вот это вот самое есть, а слова нет".

Что еще следует сказать об этой книге? Наверное, то, что в этом году она победила в конкурсе детской и подростковой книги в номинации "Время приключений". И это довольно странно, потому что лично я не отнесла бы ее к детским. Это скорее воспоминания о детстве, чем книга для детей.

Есть аудиоверсия от другого замечательного ЛитРесовского автора Евгения Смарта.

И последнее: есть два сиквела, первый - "Как мы с Вовкой. На Юг". История не менее фееричная - продолжение все того же лета, но уже в другой локации и пострадают от двух братьев совсем другие люди. И второй - "Как мы с Вовкой. Зимние каникулы" - действие вместе с бабкой и дедом переносится в город.

По традиции несколько цитат - для создания настроения.

Мои глаза привыкли к свету, и я осмотрел окружающую меня картину. Огромная гора жженых спичек, фантики от конфет, щепки, инструменты. И всё это в огромной луже, посредине которой сидел я. Всё это на фоне изрядно расхреначенного местами ящика. Апофеозом картины была бензопила «Дружба»…

Дядя Силя хотел что-то добавить от себя, но тётя Роза пресекла его попытки.
– Силя. Закрой рот с той стороны и ешь молча. И не кидай так брови на лоб. Твой маразм ещё в пути.

Прежде чем дед с бабкой улеглись, необходимо было улечься нам с Вовкой. Главное – ничего не забыть, потому что бабка предупредила насчет хождений. Сказала, что если хоть одна нога до утра опустится на пол, то вторая уже не успеет. Потому что первую она вырвет и закинет обратно на кровать. Звучало страшно, но мы с Вовкой понимали, что бабка так шутит. И мама сказала, что шутка не смешная, а бабка предложила нам проверить. Мы решили на всякий случай воздержаться.

P. S. Эта публикация - благодарность за подарок, который Андрей Асковд сделал мне 6 июня в День рождения Пушкина)