Детство - словно одеяло, сшитое из лоскутков воспоминаний. И чем больше в нем добрых воспоминаний, тем теплее и уютнее оно укрывает нас всю жизнь.
Но, к сожалению, мы помним свое детство очень отрывисто. А от первых 3 лет жизни в памяти практически не остается ничего, лишь отдельные фрагменты, словно вспышки света, которые освещают короткий эпизод, а потом вновь все погружается во тьму забвения.
Психология полна загадок и интересных явлений и одним из самых интригующих считается именно феномен детской амнезии.
Данный термин ввел отец психоанализа в 1900 г. для того, чтобы описать отсутствия воспоминаний о первых 3 или 4 годах жизни, а так же нехватки полных воспоминаний до 7 летнего возраста. Фрейд так же считал, что детская амнезия «скрывает от нас раннюю юность, превращая нас в незнакомцев для нас самих».
Долгое время считалось, что мы не помним свое детство из-за очень большого временного разрыва, а позже и вовсе укоренилось мнение, что мы не сохраняем воспоминания о раннем детстве, потому что попросту не создаем их, ведь события идут своим чередом, не оставляя прочного отпечатка в мозгу ребенка.
Но позже было проведено исследование, которое развеяло предыдущие гипотезы.
Робин Фивуш с коллегами в 1987 году доказали, что дети в возрасте 3 лет очень отчетливо могли рассказать обо всем, что с происходило с ними за последний год: значимые события , празднование дней рождений, описание друзей. Вся эта информация отлично хранится в памяти даже у детей 7 лет: опрашиваемые дети восстанавливали на 72% события, описанные ими 4 года назад.
Но уже через год воспоминания детства начинали стираться, и дети могли вспомнить лишь на 35% то, о чем рассказывали в возрасте 3 лет.
Получается, что мозгу приходится стирать детство из памяти, чтобы повзрослеть.
По мнению ученых это связано с возрастным изменением способа фиксирования информации , с хранением и способом их воспроизвести.
Начиная с 7 летнего возраста, дети запоминают события линейно, т. е. как они развивались в пространстве и времени, а вот у младенцев память формируется иначе - они обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, которая была получена не из личного опыта, а эпизодическая память опирается исключительно на личный опыт.
И семантическая и эпизодическая память хранятся в разных частях коры головного мозга. И только к возрасту 3-4 лет гиппокамп объединяет эти разбросанные островки информации в единую сеть.
Совсем детские воспоминания подвергаются процессу измельчения.
В первые годы жизни мы создаем ураган из новых нейронов в центральном управляющем органе памяти-части гиппокампа, называемой зубчатой извилиной, и продолжаем формировать их всю оставшуюся жизнь, хотя и не с такой скоростью, как в детстве. Поскольку в младенческом возрасте нейроны возникают на повышенной скорости, а повышенное производство новых нейронов в гиппокампе создает помехи при доступе к памяти.
Однако воспоминания становятся менее уязвимыми для уничтожения и разрушения по мере взросления .
Интересный факт : в журнале «Нейропсихология» была выдвинута гипотеза на базе проведенных исследований. Оказалось, что амбидекстры (люди, которые пользуются одинаково хорошо, как правой, так и левой рукой) лучше могли воспроизвести эпизоды из своего детства.
О детских воспоминаниях или «детская амнезия» .
7 июня 20217 июн 2021
28
2 мин