Найти в Дзене
Я ЖЕ БАТЬ!

Опомнитесь. Смена руководства ФХР отбросит наш хоккей на 7 лет назад

«А мы считаем, что ему пора уйти». «А потому что он нам не нравится». «А кто вместо? Ну не знаем, Россия большая, кто-нибудь да найдется». Вам это ничего не напоминает? Именно в таком стиле интернет-меньшинство полощет высших руководителей страны, а доверчивая часть публики им наивно поддакивает. Здравой критики либо взвешенных предложений на тему «что делать дальше» в этом наборе мантр не найти. Оппозиция дискутирует по принципу петуха, которому главное прокукарекать – а там хоть не рассветай. Вот такое обсуждение реальной обстановки и реальной проблематики. А теперь такой же стиль обсуждения навязывается хоккейному сообществу. Только повод для критиканства другой. И фамилии тех, от кого требуют уйти, другие. Требования немедленной отставки всех до единого и их замены на персонажей со «светлыми хорошими лицами» отдают ментальным нездоровьем. И неважно, чего они касаются – хоть сферы государственного управления, хоть хоккея. Потому что выдвигать такие призывы может лишь человек, ничег

«А мы считаем, что ему пора уйти».

«А потому что он нам не нравится».

«А кто вместо? Ну не знаем, Россия большая, кто-нибудь да найдется».

Вам это ничего не напоминает? Именно в таком стиле интернет-меньшинство полощет высших руководителей страны, а доверчивая часть публики им наивно поддакивает. Здравой критики либо взвешенных предложений на тему «что делать дальше» в этом наборе мантр не найти. Оппозиция дискутирует по принципу петуха, которому главное прокукарекать – а там хоть не рассветай.

Вот такое обсуждение реальной обстановки и реальной проблематики. А теперь такой же стиль обсуждения навязывается хоккейному сообществу. Только повод для критиканства другой. И фамилии тех, от кого требуют уйти, другие.

Требования немедленной отставки всех до единого и их замены на персонажей со «светлыми хорошими лицами» отдают ментальным нездоровьем. И неважно, чего они касаются – хоть сферы государственного управления, хоть хоккея. Потому что выдвигать такие призывы может лишь человек, ничего не понимающий в непростом ремесле управления и никогда не управлявший никем, даже собственной женой (по причине отсутствия этой самой жены).

С городскими сумасшедшими спорить бесполезно. Но здесь я хотел бы обратиться ко всем нормальным трезвомыслящим болельщикам. К тем, кто обеспокоен итогами чемпионата мира и думает, что же делать с отечественным хоккеем дальше. Хочется, чтобы нормальные люди не верили кликушам и понимали: смен руководства в Федерации хоккея и в сборной России – шаг крайне негативный. А в преддверии Олимпиады-2022 негативный в квадрате.

Объясню, почему.

Во-первых, народная мудрость «Не ломается – не чини» появилась не просто так. Если система работает, ее надо совершенствовать и оптимизировать. Но ни в коем случае не крушить под лозунгами «перемены ради перемен» - при таком сценарии просто потеряете время и в лучшем случае выйдете на тот же уровень эффективности. Переводя на хоккейный язык, в случае кардинальных перемен Россия потеряет свои позиции на 6-7 лет, успев за это время не выйти из группы на Олимпиаде-2022, пять раз вылетев в четвертьфинале ЧМ. И, главное, отечественный хоккей резко просядет в популярности до уровня гандбола или керлинга.

Во-вторых, кто сказал, что в нашем хоккее все так плохо? Если что, по количеству медалей именно мы – лидеры последнего десятилетия как на взрослом, так и на молодежном уровнях. Отдельный четвертьфинал отдельно взятого ЧМ ничего кардинально не поменял. Болельщики вправе огорчаться поражению команды и требовать от хоккеистов с тренерами объяснений случившемуся. Но между анализом причин случившегося и требованием немедленно все сломать – большая разница. Вы это понимаете.

В-третьих, Третьяк и Ротенберг обеспечивают нашему хоккею системное поступательное движение вперед. Вы просто вспомните, как в 90-х и в начале нулевых вылет сборной в четвертьфинале ЧМ был нормой, а простой проход в полуфинал – великим счастьем. С тех пор наш любимый спорт шагнул в новую эпоху. Сначала в национальную команду начали приезжать все звезды, а отказники исчезли как класс. Потом были выиграны несколько чемпионатов мира – теперь огромная Россия не радуется второму месту (как 20 лет назад), а огорчается, как во времена СССР. Потом сборная вернула стране олимпийское золото. А параллельно выстраивается вертикаль, которой у отечественного хоккея не было еще 7 лет назад. Качественная подготовка игроков для юниорской и молодежной сборных. Лучшая в мире инновационная программа «Красная Машина», внедрение которой обеспечит нам всплеск на детско-юношеском уровне. Карьерные лифты для будущих суперзвезд. Бережное отношение к кадрам, только благодаря которому Россия в условиях массового отъезда еще может выставлять на международные турниры более-менее конкурентоспособную сборную. Вы хотите сказать, что этого мало? Как говорил герой актера Маковецкого в популярнейшем сериале «Ликвидация»: «Сара тоже кричала «мало», а потом нянчила пятерых бандитов, не считая девок». Одесский каламбур по своему смыслу глубже, чем вам кажется. Ведь последствия крика будут совершенно другими, чем кажется в процессе.

В-четвертых, если вы требуете кого-то менять – сначала подумайте, на кого вы будете менять. Эту управленческую аксиому знает любой начальник. Разве в нашем хоккее есть сверхуспешные менеджерские команды, которые из года в год выносят всех в чемпионате страны и взяли по 3-4 Кубка Гагарина? Разве у нас есть хоть один клуб, который подобно советскому ЦСКА воспитал 75% железно основного состава для национальной сборной? Или, может, вы забыли, что отдельные команды выигрывают чемпионство только благодаря тому, что тратят сотни миллионов государственных денег на зарплаты иностранных хоккеистов да тренеров? Нет. Ни одной связки управленцев, которая в узкохоккейном плане смотрелась бы профессиональнее Третьяка с Ротенбергом, наш любимый спорт не имеет.

В-пятых, отрицательный опыт – тоже ценный опыт. Сегодняшние руководители ФХР лучше других знают, как избежать тех или иных ошибок. Потому что уже совершили их и проанализировали причины. Если поставить новую команду управленцев, то те сначала набьют все те же шишки. А потом возьмутся за «усвоение пройденного». Только на 5-6 лет позже нынешних руководителей. Образно говоря, побегут туда, откуда нынешний штаб сборной на велосипеде едет. Тем временем сборная на Олимпиаде из группы не выйдет... Ну и кому нужны такие эксперименты?

В-шестых, подумайте: какие два качества обеспечивают самую эффективную работу высокого руководителя? Подскажу. Искреннее, страстное желание добиться как можно более хорошего результата. И бескорыстность, материальная незаинтересованность в соблазнах, которые дает вверенная отрасль. Все. Тогда будет и развитие, и движение вперед. Теперь оцениваем с точки зрения хоккея. Третьяк как многократный легендарный чемпион хочет выигрывать всегда и везде. А уж Роман Ротенберг и вовсе живет хоккеем по графику 24/7, обеспечивая интересы сборной со всех сторон. Другие же управленцы либо небескорыстны – как те клубные менеджеры, которые из года в год не дают результат, осваивая миллиардные спонсорские бюджеты и переплачивая игрокам. Либо равнодушны к хоккею – как команда, руководящая КХЛ и воспринимающая эту работу как постылую надоевшую обязаловку.

-2

Седьмое и самое актуальное. Впереди Олимпиада. И никто лучше нынешних руководителей ФХР и нынешнего штаба сборной не способен подготовить Россию к успешному выступлению на главном турнире четырехлетия. Именно Третьяк, Ротенберг и Брагин лучше всех знают, как работать со звездами национальной команды на льду и вне льда. Как их использовать и объединять в чемпионскую дружину. Как совмещать одних хоккеистов с другими в звеньях и пятерках, как тренировать перед Играми, как восстанавливать по ходу. У любой другой менеджерской команды мало того что нет таких знаний. Так будет еще и путь к отступлению – вариант повесить всю ответственность на предшественников.

А это прямой путь к провалу Олимпиады. Зачем тогда перестановки, если в них нет никакой пользы?

Тем более что политически важно выступить в Пекине хорошо. Китайцы знают, что хоккей – лицо России. И на межгосударственном уровне уважают тех, кто способен сохранить лицо.