Присягу мы принимали 30 декабря.
21 - го нас привезли в часть, недельку погоняли по строевой, и - под присягу.
*****
Холодно было. И ещё - в этом сибирском городе стоял нефтеперерабатывающий завод / впрочем, он и сейчас там стоит и работает /, и от его деятельности в воздухе всегда висел смог и соответствующий запах.
Я почти каждое утро просыпался за 5-10 минут до подъёма. И первые мгновения не мог осознать - где я вообще нахожусь.
Спал я на втором ярусе, и эти крайние минуты тишины разглядывал потолок, нависающий надо мной сверху. А внизу шёпотом переговаривались сержанты :
- Ну всё, давай, кричи уже - говорил один.
- Да подожди, три минуты ещё.
Всё - понимал я-трендец! Новый день настал. Опять строевая, зубрёжка текста Присяги, чувство голода и дикое желание заснуть. Заснуть и не просыпаться до самого дембеля!
- Ррроттта-а! Подъём!!!
Начиналась движуха. Никаких 45 секунд не было, но все стремились быстрее встать в строй.
А потом до обеда - "делай раз, делай два".
*****
Известно, что до принятия Присяги новобранец должен пострелять. Нас успели свозить на стрельбище аж два раза за эти девять дней.
На стрельбище надо было взбираться на горушку. Портянки я к тому времени наматывать ещё не научился, валенки соскользывали с ног и я навернулся в довольно таки глубокий снег. Автомат мой свалился с плеча и стволом вниз уткнулся в сугроб.
В таком вот виде, теряя валенки, весь в снегу и с забитым снегом автоматом, я залез таки на поверхность. А там стоял начальник вооружения полка майор Сашко.
Ещё вчера Сашко угощал нас, новобранцев, сигаретами и вёл с нами душевные разговоры за жизнь. Интересовался, откуда мы. Говорил, что ничего страшного в армии нет. Что привыкнем. Что два года пролетят - и не заметим.
Вообщем- милый, душевный человек. Отличный мужик!
А сегодня он глянул на меня, увидел автомат - дульный тормоз, мушка, газовая камера, ну всё! - забито снегом, и всю его душевность как рукой сняло.
Я и сам умел ругаться матом. Потом, проохраняв зону ещё многому научился. Но ни до, ни после - я такого не слышал.
Он сорвал у меня с плеча автомат, выбил снег, а потом кааааак размахнулся и едва - едва не съездил мне прикладом прямо в лоб! В сантиметре буквально остановился.
Из этого жизненного эпизода я сделал для себя два вывода.
Первый, что майор Сашко любит оружие больше всего на свете.
Второй. Оружие нужно беречь!
И ещё - я стал бояться майора Сашко как огня.
*****
Когда уже стали репетировать церемонию Присяги - нам было жутко смотреть на оркестр. Мы то хоть двигались, а они стояли на месте. И мы не понимали - как к их губам не примерзают все эти медные трубы .
*****
Как то странно было осознавать, что вот уже завтра Новый год, твои друзья из тех, что остались на гражданке/ немного, но были такие /, суетятся там, затариваются бухлом/ а его в те годы надо было ещё ох как поискать - 1990 заканчивался /, вообщем - готовятся к празднику, а у тебя вот - Присяга.
С утра брились - скоблились, сапоги до блеска, бляха до блеска,все дела.
Поехали.
КМБ был в первом батальоне, который стоял в том же городе, но отдельно от полка. Присягу же принимать повезли в сам полк.
Сначала построение на плацу, торжественные речи, марши.
Потом, по причине мороза, развели по ротам. Построили в расположении, и непосредственно Присягу мы принимали там, в коридоре.
С Москвы и Подмосковья нас было довольно много.
Перед вылетом на Иркутск, в аэропорту, двое в туалете порезали себе вены. Их в Москве и оставили.
Затем, уже в учебке- ещё двое. Понятно, что не сильно. Им, дуракам, кто-то ещё дома сказал, что если сделать это до Присяги, то им, во - первых, ничего не будет ; а, во - вторых, их комиссуют и " отпустят" домой.
Ну нельзя всё же в 18 лет быть такими дурнями!
Ясен пень, домой их не " отпустили".
Мы принимали Присягу, а они валялись в госпитале. К Присяге их привели позже, просто под роспись.
Это отступление в моём тексте необходимо, оно аукнется чуть позже.
И вот стоим в строю, по одному вызывают... ну, вообщем, всё, как у всех, что я рассказываю - и сами знаете.
А у меня случилась маленькая неприятность. Не знаю, как и почему, но у меня соскочила крышка ствольной коробки. Я её кое- как большим пальцем придерживаю. Со стороны - то незаметно, но я ж понимаю, что убери я сейчас палец, и она упадёт. Звону будет.
Напротив строя расставлены столики, накрытые красной материей, на которых папки с текстом Присяги, и возле каждого стоят сержанты и один офицер штаба полка.
И надо же, блин, было такому случиться, что возле"нашего" столика стоит майор Сашко. В парадной шинели, с белым кашне я его даже не сразу узнал. Ну вот, думаю, я сейчас туда выйду, а у меня опять беда с автоматом! Каюк мне, думаю!
Я Присягу прочитал, когда расписывался, коробку левой рукой перехватил, не по Уставу, ну а делать - то что?!
И майор мне руку протягивает.
А как я её пожму то?! Блин! Крышка то оземь грохнется!
Сашко всё же профессионал. Когда я замешкался, он сообразил - что к чему. Так полубоком меня прикрыл и вполголоса произнёс :
- Защёлкивай.
Когда он мне уже вторично руку протянул, я её так тряс, так тряс - прям такая у меня к нему благодарность была человеческая!
И он спрашивает :
- Ты москвич?
- Так точно - говорю.
Он так усмехнулся - мол, оно и видно.
- Смотри - говорит - не веди себя так, как эти двое.
Имея ввиду тех двоих, порезанных.
- Я постараюсь, товарищ майор!
- Удачи тебе, солдат!
*****
Уж не знаю, как я себя вёл, не мне судить.
Но уважительное отношения к оружию майор Сашко мне привил на всю жизнь. Спасибо ему!
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!