Темпы и скорость изменений в нашей повседневной жизни поражают воображение даже самых смелых футурологов. Если XX век открыл миру возможность выхода в открытый космос и атомную бомбу, то одно из наиболее значимых явлений века XXI — распространение Интернета и компьютерных технологий. Искусство не может оставаться в стороне от процесса мировой диджитализации, ведь одна из важнейших его функций — быть честным отражением своей эпохи. Работа художников с использованием самых передовых технологий уже получила свое название: media art. Давайте разберемся, что это такое и действительно ли медиаискусство может подарить человеку такую же палитру эмоций, как искусство прошлого.
Что такое медиа-арт
Определение медиаискусства очень обширно — к нему можно отнести любые творческие эксперименты с использованием современных компьютерных технологий: от уже привычного нам видеоизображения до 3D-моделирования и робототехники. Если раньше под медиа-артом понимали прежде всего визуальную картинку, то сегодня она используется как в разных видах искусства — в театре, музыке, кинематографе, так и в более прикладных областях — медицине, машиностроении и образовании.
Одна из особенностей медиаискусства и его безусловная ценность заключается в том, что оно не просто захватывает внимание зрителя (и производит впечатление, как более привычные нам картины или скульптуры), медиа-арт буквально погружает в свой мир, используя аудиовизуальные технологии и виртуальную реальность. Больше мы не являемся сторонними наблюдателями происходящего, мы находимся внутри произведения. А в таком качестве достаточно сложно остаться равнодушным, так как граница между зрителем и художником едва уловима. Медиаискусству свойственны интерактивность, иммерсивность (эффект присутствия) и манипуляция сознанием. Яркий тому пример — завораживающие своей реалистичностью современные компьютерные игры.
Объекты медиаискусства сложно назвать товаром, а значит, сложно продать и определить цену. Они легко тиражируются (так как по сути являются компьютерной программой или файлом) и адаптируются под внешние условия. Другими словами, дать характеристику медиаискусству — задача не из простых. В настоящее время искусствоведы ломают копья по данному вопросу, пытаясь сформировать базу данных этого феномена. Многие, как известно, отказываются даже рассматривать медиа-арт как искусство.
Как все начиналось
Начальной точкой отсчета медиаискусства многие считают 1958 год, когда немецкий художник Вольф Фостель впервые включил в свои скульптуры самые обыкновенные телевизоры, которые как раз в это время стали важным атрибутом жизни всех европейских семей.
В 1975 году Фостель пошел еще дальше: его работа «Эндогенная депрессия» представляла собой специальное загороженное пространство, в котором было уставлено несколько работающих телевизоров, вокруг которых прогуливались индюки. Зритель мог не просто наблюдать за этим действом, но и переключать каналы. Недолгие наблюдения за птицами выявили интересную закономерность. Если настроить все телевизоры на один канал, то настроение индюков синхронизировалось: под новостные передачи улучшался аппетит, под эстрадные песни они начинали бить крыльями, преобладание рекламы вызывало у них беспокойство, а телесериалы — сонливость и умиротворенное состояние.
Такой необычный «музейный экспонат» говорил со зрителем на одном языке, так как был максимально приближен к реальной жизни. Он не мог не обратить на себя вынимание и не заставить задуматься.
Чуть позже, в 1996 году, тему влияния телевидения на сознание людей хорошо раскрыл в своем медиапроекте Нам Джун Пайк. Его инсталляция в стиле неодадаизм представляла собой огромную карту США, выложенную из работающих телевизоров.
Появление электронной связи (и электронной почты) внесло свои коррективы в творческий процесс. В 1983 году одиннадцать команд художников сообща сочинили сказку под руководством художника Роя Эскотта, которого называют «провидцем и пионером медиаискусства». Сейчас, когда общение в Сети с людьми со всего мира доступно каждому, это кажется обыденностью, но в начале 1980-х это было абсолютным ноу-хау... Эскотт, по сути, создал прообраз коммуникаций ХХI века.
Медиа-арту — быть
Несмотря на то что история медиаискусства уже насчитывает полвека, споры вокруг него не утихают по сей день. Особенный скептицизм высказывают сторонники классического искусства.
Действительно, медиа-арт разительным образом отличается от привычных экспонатов главных музеев мира, особенно формой. Но история мирового искусства доказывает, что постоянное развитие и соответствие духу времени являются обязательными критериями самого понятия «искусство». Если искусство не развивается и не говорит языком своей эпохи, оно стремительно теряет в актуальности. Если бы современные художники по сей день продолжали создавать произведения в духе мастеров эпохи Ренессанса, подражая Микеланджело, Рафаэлю и Караваджо, вряд ли это вызвало бы хоть какой-то отклик у зрителя. В первую очередь потому, что в этом бы не было никакой искренности.
Давайте вспомним некоторые вехи развития искусства. В XVI веке живопись видоизменилась благодаря появлению масляных красок — художникам стали доступны безграничные возможности экспериментов с цветом, позволяющие создавать изображения удивительной точности. В XIX столетии те же масляные краски начинают упаковывать в компактные тюбики, которые художники могут брать с собой для работы на пленэре (раньше такая опция была недоступна). Импрессионисты выходят с тюбиками краски на улицу и впервые воспроизводят на своих холстах эффект переменчивости солнечного света. А уже в начале XX века Пикассо придумывает коллаж — как возможность быстрого реагирования на стремительно меняющиеся события: подручными материалами для творчества становятся вырезки из газет, а также любые атрибуты повседневной жизни — обои, скрепки, конверты и билеты.
За подобное новаторство приходилось дорого платить. И импрессионистов, и Пикассо современники критиковали за разрушение общепринятых правил в искусстве. Однако история расставила все на свои места — сейчас нас восхищает то, как переданы виды и дух Парижа на полотнах Клода Моне, а в коллажах Пикассо мы видим отчаянное неприятие грядущей войны.
Художник XXIвека обязан идти дальше, используя в своем творчестве прогрессивные технологии современности, чтобы говорить со зрителем на одном языке, достучаться до его сердца, а со временем — стать отражением ценностей, страхов и забот человека 2000-х годов для истории.
Билл Виола и душа
Билл Виола — один из самых известных и влиятельных художников медиа-арта современности. Увлеченный технологиями, религиозными учениями и путешествиями, на протяжении всего творческого пути он пытался через свои произведения соединить реальную жизнь и искусство. Находясь в зале с арт-объектами Виолы, время будто останавливается, ты погружаешься в созданное художником визуальное пространство, испытываешь его тактильно: ощущаешь температуру воды и тепло огня, а затем «подключаешься» к произведению ментально.
Интересно, что Билл Виола — последователь классического искусства: он долгое время жил во Флоренции и черпал вдохновение во фресках знакового художника проторенессанса — Джотто, о котором говорил: «Все мастера эпохи Возрождения были одержимы движением: обратите внимание, как они изображали развевающиеся одежды или морской бриз. Но Джотто был первым, кто сделал выбор в пользу абсолютного эмоционального реализма».
Виола также заимствует для своих медиаработ эстетику художников барокко, в частности Караваджо. Но, наряду с виртуозно выстроенной караваджистской светотенью, насыщенным колоритом и ярко выраженными эмоциями, творениям Виолы присущ свой уникальный романтический оттенок. В его произведениях человек, объятый пламенем или настигаемый потоком воды, не погибает, а проходит процесс очищения и преобразования.
Будущее медиа-арта и NFT
Развитие медиа-арта не стоит на месте, и уже сегодня можно констатировать факт слияния сферы искусства с финансовым рынком — причем не только в части определения стоимости произведения. Эта технология называется NFT — невзаимозаменяемый токен — и заключается в способе закрепить за собой в цифровом мире право владения чем угодно: от короткого текста (например, этой статьи) до картины или музыкального трека.
Используя NFT, в марте 2021 года художник Майк Винкельман продал на аукционном доме картину за 70 миллионов долларов. За эти огромные деньги аукционный дом передаст покупателю просто защищенный фотофайл, внутри которого сохранен коллаж из пяти тысяч фотографий. Это событие поразило даже самого автора, который назвал случившееся сумасшествием и новой страницей в истории живописи.
Для большинства людей, воспитанных и привыкших к классическому искусству, знакомство с медиа-артом может стать травматичным. Может возникнуть не только непонимание, но и резонный вопрос о ценности такого искусства, и даже переживания о том, что «эти бездуховные пиксели могут вытеснить шедевры прошлых эпох». Но на самом деле любое «новое искусство» может стать в какой-то момент ближе и понятнее современникам, чем искусство прошлых веков. Не нужно искать подвоха в медиа-арте, следует довериться себе, своим мыслям и чувствам — они наверняка окажутся точными. Что же касается ценности искусства, это всегда условная величина, здесь не может быть объективных мерил.
Медиа-арт никогда не вытеснит классическое искусство прошлого, так как для каждого искусства выделен свой отрезок времени. Недаром художники Венского Сецессиона, основанного Густавом Климтом в 1897 году, считали своим лозунгом фразу: «Времени — его искусство, искусству — его свободу». С тех пор ничего не изменилось: художникам также необходима свобода, чтобы создавать подлинный слепок своей эпохи.
Яркой отличительной особенностью выставки «Билл Виола. Путешествие души» в ГМИИ имени Пушкина стал ее масштаб — никогда ранее Виола в России так объемно не экспонировался. Посетители впервые увидели такие культовые работы художника, как «Огненная женщина», «Квинтет изумленных», четыре работы из серии «Мученики», произведения из серий «Мираж», «Водные портреты», «Тристан» и другие. Главным спонсором выставки стал банк ВТБ.
Текст: Наталья Игнатова