Судостроение России вышло из самого масштабного кризиса за последние двадцать лет. По итогам 2020 года общая стоимость всех судов, выпущенных с отечественных верфей, в несколько раз превышает показатели двадцати последних лет. За счет чего же достигнуты такие результаты и что еще необходимо сделать?
По данным аналитиков, в 2020 году общая стоимость всех построенных гражданских судов превышает отметку в 135 млрд. рублей. Это почти в два раза больше прежних рекордных показателей, зафиксированных в прошлом десятилетии. Если рассматривать количество спущенных на воду судов, то 2020 год не покажется столь результативным. Как стало известно журналистам, всего планируется сдать 60 судов. В свою очередь, в 2019 году на воду спустили 73 судна, а годом ранее - 82. Тем не менее, перечень завершенных проектов ясно говорит о том, что отрасль вышла из самого масштабного кризиса за свою историю.
Вспомним последние громкие проекты. В конце прошлого года в Санкт-Петербурге прошла государственная приемка ледокольного судна "Виктор Черномырдин". Оно будет базироваться в Финском заливе, обеспечивая бесперебойное прохождение судов после закрытия навигации. "Виктор Черномырдин" можно считать самым большим в мире ледоколом с дизельным силовым агрегатом. В конце октября на воду спустили атомный ледокол "Арктика", строительство которого также велось в Санкт-Петербурге. В общей сложности в данный проект было вложено около 40 млрд. рублей. В 2020 году закончили проект первого танкера типа "Афрамакс", заложенный на заводе "Звезда" в Приморье. Этот проект обошелся в 35 млрд. рублей.
"В любой из областей тяжелой промышленности нельзя ожидать одномоментных прорывов, так как приходится решать слишком много сопутствующих задач. Судостроение в данном случае не является исключением. Тем не менее, нынешнюю ситуацию вполне можно считать серьезным прорывом", - заявил журналистам руководитель АО "ОСК" Алексей Рахманов. Одним из наиболее ярких достижений является обновление российского рыболовного флота. Четыре года назад было начато строительство первого за двадцать лет сейнера, а сегодня на мощностях "ОСК" уже строится более 30 подобных судов.
По данным мировых аналитических агентств, в 2020 году Россия выходит на второе место в мире по объему судостроения, уступая в этом лишь Южной Корее - традиционному лидеру отрасли. За первое полугодие отечественные судостроители вышли на показатель в 850 тысяч регистровых тонн, обойдя Китай и Японию - двух других лидеров мирового судостроения. С другой стороны, стоит принимать во внимание сроки выполнения данных заказов. В Китае и Японии с момента закладки до момента сдачи проекта проходит обычно не более 2-3 лет. В свою очередь, российское производство считается более диверсифицированным и медленным, а также узкоспециализированным. Так как скорость выполнения заказов на отечественных верфях в два - три раза ниже, чем у тех же китайцев, то и финансовые вложения считаются менее выгодными.
Исправить ситуацию можно путем перехода на типовые суда, а также за счет более активного вовлечения частного финансирования. Отличным примером в данном случае можно считать Южную Корею, власти которой сделали судостроение одним из приоритетных направлений своей экономики. В итоге страна стала безусловным лидером данного сегмента.
Ещё интересно: Есть всего 3 ситуации, когда автодом выгоднее гостиницы
"Не все так радужно" — чем недовольны жители и туристы Крыма, когда он стал российским
"Лучше сжечь эти деньги" — хотел поехать отдыхать на российский юг, но передумал. Вот почему