Найти тему
Жёлтый

Россия смогла возродить собственное судостроение, несмотря на кризис и санкции

Судостроительная верфь на Дальнем Востоке
Судостроительная верфь на Дальнем Востоке

Судостроение России вышло из самого масштабного кризиса за последние двадцать лет. По итогам 2020 года общая стоимость всех судов, выпущенных с отечественных верфей, в несколько раз превышает показатели двадцати последних лет. За счет чего же достигнуты такие результаты и что еще необходимо сделать?

По данным аналитиков, в 2020 году общая стоимость всех построенных гражданских судов превышает отметку в 135 млрд. рублей. Это почти в два раза больше прежних рекордных показателей, зафиксированных в прошлом десятилетии. Если рассматривать количество спущенных на воду судов, то 2020 год не покажется столь результативным. Как стало известно журналистам, всего планируется сдать 60 судов. В свою очередь, в 2019 году на воду спустили 73 судна, а годом ранее - 82. Тем не менее, перечень завершенных проектов ясно говорит о том, что отрасль вышла из самого масштабного кризиса за свою историю.

Вспомним последние громкие проекты. В конце прошлого года в Санкт-Петербурге прошла государственная приемка ледокольного судна "Виктор Черномырдин". Оно будет базироваться в Финском заливе, обеспечивая бесперебойное прохождение судов после закрытия навигации. "Виктор Черномырдин" можно считать самым большим в мире ледоколом с дизельным силовым агрегатом. В конце октября на воду спустили атомный ледокол "Арктика", строительство которого также велось в Санкт-Петербурге. В общей сложности в данный проект было вложено около 40 млрд. рублей. В 2020 году закончили проект первого танкера типа "Афрамакс", заложенный на заводе "Звезда" в Приморье. Этот проект обошелся в 35 млрд. рублей.

Дизель-электрический ледокол Виктор Черномырдин, фото: © aoosk.ru
Дизель-электрический ледокол Виктор Черномырдин, фото: © aoosk.ru

"В любой из областей тяжелой промышленности нельзя ожидать одномоментных прорывов, так как приходится решать слишком много сопутствующих задач. Судостроение в данном случае не является исключением. Тем не менее, нынешнюю ситуацию вполне можно считать серьезным прорывом", - заявил журналистам руководитель АО "ОСК" Алексей Рахманов. Одним из наиболее ярких достижений является обновление российского рыболовного флота. Четыре года назад было начато строительство первого за двадцать лет сейнера, а сегодня на мощностях "ОСК" уже строится более 30 подобных судов.

Сейнер "Командор" российского производства. Фото:  korabel.ru
Сейнер "Командор" российского производства. Фото: korabel.ru

По данным мировых аналитических агентств, в 2020 году Россия выходит на второе место в мире по объему судостроения, уступая в этом лишь Южной Корее - традиционному лидеру отрасли. За первое полугодие отечественные судостроители вышли на показатель в 850 тысяч регистровых тонн, обойдя Китай и Японию - двух других лидеров мирового судостроения. С другой стороны, стоит принимать во внимание сроки выполнения данных заказов. В Китае и Японии с момента закладки до момента сдачи проекта проходит обычно не более 2-3 лет. В свою очередь, российское производство считается более диверсифицированным и медленным, а также узкоспециализированным. Так как скорость выполнения заказов на отечественных верфях в два - три раза ниже, чем у тех же китайцев, то и финансовые вложения считаются менее выгодными.

Исправить ситуацию можно путем перехода на типовые суда, а также за счет более активного вовлечения частного финансирования. Отличным примером в данном случае можно считать Южную Корею, власти которой сделали судостроение одним из приоритетных направлений своей экономики. В итоге страна стала безусловным лидером данного сегмента.

Ещё интересно: Есть всего 3 ситуации, когда автодом выгоднее гостиницы

"Не все так радужно" — чем недовольны жители и туристы Крыма, когда он стал российским

"Лучше сжечь эти деньги" — хотел поехать отдыхать на российский юг, но передумал. Вот почему