Добрый день, уважаемые читатели и подписчики!
Один из моих читателей прислал перспективную карту развития Московского метрополитена от 1963 года, разработанной в Метрогипротрансе. С чем уже я хочу поделиться со всеми Вами!
Т.к. Дзен сжимает все изображения, то выложил в хорошем качестве схему на своём сайте:
Вот так выглядела актуальная схема Московского метрополитена на 1963 год.
Существовал бы интернет тогда, мы бы точно сейчас читали возмущения жителей Москвы по поводу отсутствия центрального участка Калужской-Рижской линии)
А так выглядит современная карта Московского метрополитена в пределах МКАД (+ МЦК и два диаметра МЦД1-2):
И так, давайте сравним перспективную схему 1963 году и сегодняшнюю актуальную схему Мосметро.
1) Начнём с Сокольнической линии и по порядку по нумерации линии. С бывшего Кировского (восточного) радиуса.
СокЛ когда-то хотели провести в район Метрогородок, но более поздние
(относительно, 60-х годов) градостроители решили построить участок Большого кольца в составе Сокольнической линии ("Черкизовская" и "Бульвар Рокоссовского"), а потом когда-нибудь Сокольническую линию вывести вдоль Щёлковского шоссе. В Метрогородке обошлись трамваем.
На юго-западном участке линии (Фрунзенский радиус) планировалась станция "Тропарёво", которую построили в 2014 году. Спустя 51 год после добавления её в план!)
2) Замоскворецкая линия. Практически всё задуманное было реализовано в 2018 году, кроме станции "Левобережная" в одноимённом микрорайоне г. Химки. От неё отказались при продлении ЗЛ на севере до "Ховрино". Технической возможности построить эту станцию без переустройства оборотных тупиков за "Ховрино" — нет (исхожу из доступных публично схем оборотных тупиков).
3) Арбатско-Покровская линия. Станцию "Гольяново" на востоке только планируют начать строить в ближайшие годы.
4) Филёвская линия. Следующую станцию после "Кунцевской" планировали сделать "Рабочий посёлок". Видимо, чтобы организовать пересадку на Смоленское направление МЖД.
Но до сих пор Филёвскую линию никак не продлили в современный Можайский район.
5) Кольцевая линия. Без изменений =)
6) Калужско-Рижская линия. Почти всё реализовано, кроме одно. Ответвление до о.п. "Лосиноостровская" (будущего МЦД-5) так и не было сделано.
На сегодняшний день планируется отдельная Ярославская линия метро в Ярославский район, же.
7) Таганско-Краснопресненская линия. Реализована в полном объёме =)
8) Калининско-Солнцевская линия. Для Калининского радиуса почти всё задуманное сделали. Правда, вместо "Реутово", разместили станцию в Московском районе "Новокосино".
Киевский радиус, хотя он предназначался для соединения с Покровским радиусом, я отнесу к прототипу Солнцевской линии.
Район Очаково-Матвеевское стал по большей части промышленным районом (в тех местах, где планировалось метро).
И таким образом Солнцевская линия (Киевский радиус) претерпела существенные изменения в трассировке. Тем не менее, в прошлом десятилетии её тоже построили.
Центрального участка Калининско-Солнцевской линии пока нет.
9) Серпуховско-Тимирязевская линия. Можно сказать, что задуманное реализовано.
Изменения довольно интересные. Линию планировали провести частично через Севастопольский проспект, где до сих пор нет ни одной станции метро. И даже в перспективных планах до 2040-х годы радиальной линии на этом проспекте не будет.
11) Большая кольцевая линия. Её сегодня достраивают и пойдёт она по другой трассировке, чем было задумано в 60-х. Единственное из крупных задумок того времени, которое реализуется только в наши дни.
Подробнее о планах по строительству Советского БКЛ лучше подготовлю отдельную статью =)
Про Люблинско-Дмитровскую линию, Некрасовскую и прочие рассказывать нет смысла. В 1963 году их ещё даже не планировали.
Спасибо за прочтение! Надеюсь Вам было интересно! Не забудьте поставить оценку статье, это мотивирует рассказывать что-нибудь новое о метростроение и транспорте дальше =)