Найти тему

Как опоздание на урок влияет на обучение?

За моей спиной более тридцатилетний опыт педагогической деятельности. Могу с гордостью сказать, что за этот период работы я никогда не опаздывал на урок или на свои занятия. Работу директором колледжа я начинал борьбой с опозданием моих преподавателей и учащихся. Что я для этого предпринял? Просто утром, заранее приходил в колледж и стоял у входной двери, и со всеми здоровался, но опоздавшим (даже преподавателям) я не делал замечания. После такого двухмесячного эксперимента у меня никто не опаздывал.

Несколько исследований показали, что опоздания в школе отрицательно сказываются на результатах обучения.

Из-за того, что ученики опаздывают и пропускают уроки, они получают меньше часов обучения, чем те, кто находятся в классе, когда звучит звонок.

Но не только ученик, который постоянно опаздывает в школу, вырабатывает плохие привычки к пунктуальности, опоздания также мешают учебе других учеников в классе.

В исследовании, проведенном Институтом Хэммилла по проблемам недееспособности (Caldarella, Christensen, Young & Densley, 2011), был рассмотрен кейс о снижении опозданий у учеников начального школьного возраста с использованием письменных похвальных грамот учителей.

Исследователи обнаружили, что учащиеся, которые часто опаздывают в школу, часто пропускают важные вступительные объявления и академические мероприятия.

«Учителя могут расстраиваться из-за того, что опоздавшие ученики нарушают обучение, часто требуя повторного обучения тому, что они пропустили. Запоздалое поведение также может негативно повлиять и на общую обстановку в классе», - говорится в исследовании.

Опоздание в школу также может означать, что ученики пропускают занятия, направленные на установление связей со сверстниками, потенциально влияя на их социальное взаимодействие и создавая большее чувство отчуждения от своих одноклассников.

-2

Наказание или положительное подкрепление?

Итак, как учителя могут решить эту проблему? В отчете говорится, что учителям не стоит наказывать опоздавших учеников, когда они приходят в класс, потому что это потенциально может усугубить ситуацию.

«По-видимому, отсутствуют эмпирические доказательства того, что наказание за опоздание дает какие-либо положительные результаты», - говорится в исследовании.

Вместо этого авторы предлагают использовать похвалу как конкретную стратегию позитивного подкрепления, поскольку она оказалась эффективной для решения проблемного поведения.

«Похвала признана, пожалуй, самой простой модификацией, которую учителя могут внести в решение проблемного поведения учащихся», - отмечается в исследовании.

Авторы отмечают, что при реализации этой стратегии необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, они предлагают использовать последние школьные данные, чтобы определить, какие ученики постоянно опаздывают. «Например, бессмысленно вмешиваться в дела ученика, который в начале учебного года часто опаздывал, но в настоящее время опаздывает лишь изредка».

Они также отмечают, что молодые ученики часто полагаются на взрослых, которые должны вовремя доставлять их в школу, и учителя должны быть осторожны с тем фактом, что опоздание учеников может быть результатом поведения родителей, а не учеников. «В таких случаях вмешательство может быть направлено больше на родителей», - говорится в исследовании.

Общеклассный план

На уровне средней школы хроническое опоздание может значительно сократить продолжительность занятий для всех учащихся, зачисленных в класс, а не только для опоздавшего ученика.

Американское исследование под названием "Общешкольные меры по сокращению хронических опозданий в средней и старшей школе" предполагает, что вмешательство на системном уровне необходимо для борьбы с опозданием учащихся, чтобы гарантировать актуальность руководящих принципов, а также реализацию и эффективность последствий для опоздания.

В отчете рекомендуется, чтобы общешкольный профилактический план включал следующее:

  • активное наблюдение за учениками в местах общего пользования в течение всех переходных периодов;
  • четкое определение и явное обучение ожиданиям поведения в переходные периоды;
  • немедленные и последовательные последствия опоздания;
  • принятие решений на основе данных в отношении планирования вмешательств и мониторинга результатов (Tire, Feuerborn & Pierce, 2011).
-3

Влияние на других учеников

В своей академической статье 2014 года «Эффект опоздания одноклассников: данные о городских начальных школах» Майкл Готфрид исследует влияние опоздавших учеников на их сверстников.

Готфрид признает, что, если учителя реагируют на образовательные потребности опоздавших учеников, перераспределяя обычное время в классе, это отрицательно сказывается на других учениках, и это нарушение замедляет обучение в классе.

«Из-за того, что ученики опаздывают на учебный день и потенциально пропускают большое количество совокупных учебных часов, учителям приходится переводить свое внимание с обычного учебного времени на исправление ситуации, - говорит он. «Таким образом, присутствуют негативные эффекты на успеваемость, возникающие, когда действия одного ученика препятствуют обучению других одноклассников».

Есть ли у вас, как у школьного руководителя, общешкольный план решения этой проблемы? Как вы сообщили об этом учителям, ученикам и родителям?

Как учитель, подумайте о своем собственном поведении, когда ученик опаздывает на урок: если вы работаете с начальными классами, это проблема поведения родителей или проблема поведения ученика? Как вы гарантируете, что это нарушение не скажется отрицательно на успевающих учениках? Ждем ваших комментариев.

____________________________________

Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.