Высказались все: от сенатора до ассенизатора. Летучие ревизорши и полузабытые комики, музыкальные критики и политологи, те, кто последний раз был в театре восемьдесят девятом году на детском утреннике – у каждого нашёлся аргумент, почему Ольге Бузовой, да-да, Ольге Бузовой, той самой Ольге Бузовой не место на сцене МХАТа имени Горького.
С чего всё началось? С короткой записи на странице в Instagram 6 июня 2021 года:
«Я стала актрисой в самом популярном театре в нашей стране. Я играю и пою в новой постановке во МХАТе имени Горького... Я так счастлива. Теперь я каждый свой день провожу на культовой сцене с легендами и репетирую главную премьеру этого сезона во МХАТе».
Бузова занята в спектакле «Чудесный грузин» о молодом Иосифе Сталине. Это уже третья режиссёрская работа во МХАТе Ренаты Сотириади, за плечами которой опыт, полученный под началом Юрия Любимова в Театре на Таганке. Критики не сомневаются: премьера «Чудесного грузина» будет одним из самых ярких событий уходящего сезона, и у играющей в спектакле Бузовой своя задача.
Ольге досталась роль певицы из кабаре Беллы Шанталь. «Хитрый такой сталкер в пространстве нашей политической культуры», - говорит об этом персонаже художественный руководитель театра Эдуард Бояков.
По его словам, с Бузовой интересно работать и у неё есть актёрская дисциплина: «Мне кажется, она очень подходит, и мне очень нравится этот ход».
Люди, которым этот ход резко не понравился, тут же заявили об этом – предельно громко и эмоционально. «Развитие цивилизации идёт по пути дебилизации», - утверждает актриса Мария Шукшина. Показательно, что желая донести своё мнение до публики, Шукшина воспользовалась тем же Instagram – вот только подписчиков у неё несравнимо меньше, чем у Бузовой. И это – реальность, с которой нельзя не считаться.
«Я вам скажу, это - гениально. – пишет в соцсетях известный журналист и блогер Сергей Мардан. - Это - настоящий постмодерн, вирусный маркетинг и точное понимание, что такое в современном мире настоящие "звезды". Ход с Бузовой - это просто бомба. У МХАТа теперь такой "индекс цитирования" будет, что Богомолову даже К.Собчак со своими 8 млн подписчиков помочь будет не в силах».
Поддерживает решение худрука пригласить к сотрудничеству Ольгу Бузову и главный режиссёр театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз:
«Ход с Бузовой — 100-процентная победа продюсера и худрука Боякова. Только посмотрите, как отреагировала пресса, как она оживилась! Издания, которые не писали про МХАТ Горького, телеканалы, которые не сделали репортажа ни с одной премьеры — кинулись на эту наживку, как глупые мыши на сыр».
Сам же Бояков убеждён: Бузова на сцене МХАТа – не просто маркетинговый ход.
«23 млн подписчиков Бузовой - это люди, интуитивно чувствующие главный тренд времени: не нужны исключительные качества (вернее, это не главное), нужна медийность как таковая. <…> Когда я читаю у резвых комментаторов, что Бузова во МХАТе - это разрушение великого театра и великой традиции, то мне хочется поинтересоваться, что знают эти люди о традиции и о том, куда пришла Бузова сыграть певичку из кабаре. Видели они наши премьеры - "Лавр", "Лес", "Красного Моцарта", "Последний срок", "Вишневый сад"?»
Дискуссия на тему «Новая реальность обновлённого МХАТа» никак не угасает. Как считает ректор ГИТИСа Григорий Заславский, в сегодняшней ситуации Бояков и Бузова ведут себя более сдержанно и достойно, чем их оппоненты.
«С точки зрения продюсерских шагов, Бояков делает очередной верный выбор – он приводит в театр новую публику, – говорит Заславский . - <…> Бузова – это правильный выбор. Ее отношение к этой работе, в тех комментариях, которые она дала, очень серьезное. Она приходит туда не чтобы что-то срубить – хайп или деньги. То, что она говорит – это продуманное решение. И она себя позиционирует как человек с мозгами, в отличии от тех людей, которые набросились на нее и на Боякова… Люди не могут простить очень многим успех, люди не могут очень многим простить финансовые победы».
Театральный критик Алёна Карась напомнила: Бузова - далеко не первый исполнитель, который выходит на театральную сцену, не имея профессионального образования.
«Сати Спивакова, играющая в спектакле Кирилла Серебренникова, Дмитрий Быков, играющий в спектакле Дмитрия Крымова, Кристина Орбакайте, играющая в "Современнике"... Даже не буду продолжать перечень имен тех, кто, не будучи отмечен никакими профессиональными дипломами, играл на наших драматических сценах. Некоторые оказывались вполне убедительными, кто-то просто исполнял роль самого себя, кто-то оказывался на сцене более чем никем. Появление Ольги Бузовой на драматической сцене как минимум выполнит то, ради чего и было задумано: вызовет какой-то диковинный по своему идиотизму ажиотаж и привлечет публику, то есть деньги. Видимо, никакой иной элемент будущего спектакля не способен был сотрясти наши медиа, да и публику».
Страсти накаляются, спор тех, кто «за Бузову» и тех, кто «против», становится всё более ожесточённым. Видимо, разрядка наступит только на премьере. Все ждут либо полной, безоговорочной победы, либо катастрофического провала. Промежуточный нейтральный вариант, когда сравнивают плюсы и минусы, никого не устроит.