Найти тему

Театральная муза Бузовой

Оглавление
Ольга Бузова на сцене МХАТ имени Горького. Фото: instagram.com/buzova86
Ольга Бузова на сцене МХАТ имени Горького. Фото: instagram.com/buzova86

Высказались все: от сенатора до ассенизатора. Летучие ревизорши и полузабытые комики, музыкальные критики и политологи, те, кто последний раз был в театре восемьдесят девятом году на детском утреннике – у каждого нашёлся аргумент, почему Ольге Бузовой, да-да, Ольге Бузовой, той самой Ольге Бузовой не место на сцене МХАТа имени Горького.

С чего всё началось? С короткой записи на странице в Instagram 6 июня 2021 года:

«Я стала актрисой в самом популярном театре в нашей стране. Я играю и пою в новой постановке во МХАТе имени Горького... Я так счастлива. Теперь я каждый свой день провожу на культовой сцене с легендами и репетирую главную премьеру этого сезона во МХАТе».

Бузова занята в спектакле «Чудесный грузин» о молодом Иосифе Сталине. Это уже третья режиссёрская работа во МХАТе Ренаты Сотириади, за плечами которой опыт, полученный под началом Юрия Любимова в Театре на Таганке. Критики не сомневаются: премьера «Чудесного грузина» будет одним из самых ярких событий уходящего сезона, и у играющей в спектакле Бузовой своя задача.

Ольге досталась роль певицы из кабаре Беллы Шанталь. «Хитрый такой сталкер в пространстве нашей политической культуры», - говорит об этом персонаже художественный руководитель театра Эдуард Бояков.

По его словам, с Бузовой интересно работать и у неё есть актёрская дисциплина: «Мне кажется, она очень подходит, и мне очень нравится этот ход».

Люди, которым этот ход резко не понравился, тут же заявили об этом – предельно громко и эмоционально. «Развитие цивилизации идёт по пути дебилизации», - утверждает актриса Мария Шукшина. Показательно, что желая донести своё мнение до публики, Шукшина воспользовалась тем же Instagram – вот только подписчиков у неё несравнимо меньше, чем у Бузовой. И это – реальность, с которой нельзя не считаться.

«Я вам скажу, это - гениально. – пишет в соцсетях известный журналист и блогер Сергей Мардан. - Это - настоящий постмодерн, вирусный маркетинг и точное понимание, что такое в современном мире настоящие "звезды". Ход с Бузовой - это просто бомба. У МХАТа теперь такой "индекс цитирования" будет, что Богомолову даже К.Собчак со своими 8 млн подписчиков помочь будет не в силах».
Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы".т Фото Владимира Веточкина/РИА Новости
Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы".т Фото Владимира Веточкина/РИА Новости

Поддерживает решение худрука пригласить к сотрудничеству Ольгу Бузову и главный режиссёр театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз:

«Ход с Бузовой — 100-процентная победа продюсера и худрука Боякова. Только посмотрите, как отреагировала пресса, как она оживилась! Издания, которые не писали про МХАТ Горького, телеканалы, которые не сделали репортажа ни с одной премьеры — кинулись на эту наживку, как глупые мыши на сыр».
Эдуард Бояков, художественный руководитель  МХАТа имени Горького. Фото автора
Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТа имени Горького. Фото автора

Сам же Бояков убеждён: Бузова на сцене МХАТа – не просто маркетинговый ход.

«23 млн подписчиков Бузовой - это люди, интуитивно чувствующие главный тренд времени: не нужны исключительные качества (вернее, это не главное), нужна медийность как таковая. <…> Когда я читаю у резвых комментаторов, что Бузова во МХАТе - это разрушение великого театра и великой традиции, то мне хочется поинтересоваться, что знают эти люди о традиции и о том, куда пришла Бузова сыграть певичку из кабаре. Видели они наши премьеры - "Лавр", "Лес", "Красного Моцарта", "Последний срок", "Вишневый сад"?»
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа. Фото автора
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа. Фото автора

Дискуссия на тему «Новая реальность обновлённого МХАТа» никак не угасает. Как считает ректор ГИТИСа Григорий Заславский, в сегодняшней ситуации Бояков и Бузова ведут себя более сдержанно и достойно, чем их оппоненты.

«С точки зрения продюсерских шагов, Бояков делает очередной верный выбор – он приводит в театр новую публику, – говорит Заславский . - <…> Бузова – это правильный выбор. Ее отношение к этой работе, в тех комментариях, которые она дала, очень серьезное. Она приходит туда не чтобы что-то срубить – хайп или деньги. То, что она говорит – это продуманное решение. И она себя позиционирует как человек с мозгами, в отличии от тех людей, которые набросились на нее и на Боякова… Люди не могут простить очень многим успех, люди не могут очень многим простить финансовые победы».
Алёна Карась, театральный критик
Алёна Карась, театральный критик

Театральный критик Алёна Карась напомнила: Бузова - далеко не первый исполнитель, который выходит на театральную сцену, не имея профессионального образования.

«Сати Спивакова, играющая в спектакле Кирилла Серебренникова, Дмитрий Быков, играющий в спектакле Дмитрия Крымова, Кристина Орбакайте, играющая в "Современнике"... Даже не буду продолжать перечень имен тех, кто, не будучи отмечен никакими профессиональными дипломами, играл на наших драматических сценах. Некоторые оказывались вполне убедительными, кто-то просто исполнял роль самого себя, кто-то оказывался на сцене более чем никем. Появление Ольги Бузовой на драматической сцене как минимум выполнит то, ради чего и было задумано: вызовет какой-то диковинный по своему идиотизму ажиотаж и привлечет публику, то есть деньги. Видимо, никакой иной элемент будущего спектакля не способен был сотрясти наши медиа, да и публику».

Страсти накаляются, спор тех, кто «за Бузову» и тех, кто «против», становится всё более ожесточённым. Видимо, разрядка наступит только на премьере. Все ждут либо полной, безоговорочной победы, либо катастрофического провала. Промежуточный нейтральный вариант, когда сравнивают плюсы и минусы, никого не устроит.