Много лет назад, ещё в СССР, в одном провинциальном театре работал водителем Виктор. Огромный пузатый, лысеющий взрослый мужчина, далёкий от всех этих театральных представлений. Театр он не любил, постановки не смотрел, да и с актёрами не особо общался. Его задача была простая – возить артистов во время гастролей по районным дворцам культуры, ну и поддерживать в исправном состоянии автобус. А спектакли пусть более искушённый зритель смотрит. Тем более их ставили на все вкусы. От простеньких детских до взрослых с глубоким смыслом.
Витя привозил театральную труппу к нужному ДК, и пока актёры готовились и показывали представление, бросал в салоне автобуса в проход между сидениями матрас, и заваливался спать. Отсыпался вдоволь, а потом вёз счастливых и уставших артистов обратно в город. Естественно, он не любил, когда кто-то из коллег бегал за костюмами и реквизитом в автобус и нарушал его богатырский сон.
Иногда Виктор не спал, а читал книжку лёжа в том же проходе на том же матрасе. На книгу он цеплял специально сконструированное изделие с лампочкой, провод от которой уходил куда-то в темноту кабины, полностью перегораживая путь мешавшим покою водителя заблудшим актёрам. Когда кто-нибудь из них продвигался в полутьме мимо его важной персоны, он отодвигал книгу и шёпотом орал:
– Осторожнее! Переступай! Не зацепи мне шнур своим драным костюмом!
В общем, как вы поняли, Витя с артистами не особо дружил, и они отвечали ему взаимностью – тоже не баловали своими радушием и теплом. Так бы и дальше тянулись их напряжённые отношения, если бы не один случайный инцидент.
В тот вечер актёры с успехом отыграли спектакль и с чувством выполненного долга вернулись в автобус, где обнаружили бледного и задыхающегося мужчину, который в полуобморочном состоянии держался за сердце. Его шарахнул инфаркт. Скорая подъехала быстро и увезла нашего героя в реанимацию. На следующий день приехал новый водитель вместе с женой Виктора. Она даже не сразу поверила, что у её мужа случился сердечный приступ. Ведь никаких проблем с сердцем раньше не было, да и возраст был не особо большой – около шестидесяти лет. Но когда она поведала артистам про молодые годы супруга – всё встало на свои места.
В далёком сорок первом году юного Витю призвали на фронт, где он в первом же бою оказался в окружении и попал в плен. Несколько раз бежал. Немцы ловили его, били, но не убивали. Отправляли обратно в лагерь. Освободили чудом выжившего узника только в сорок четвёртом году, в самом конце войны.
А дело было так. В тот злополучный день, пока артисты показывали местному зрителю свой театральный талант, Виктор привычно читал книгу, лёжа на любимом матрасе в проходе на полу. И не заметил, как уснул. Когда он открыл глаза, то в полумраке разглядел трёх немцев, склонившихся над ним. Он рассматривал их и спросонья не мог понять, то ли уже проснулся, то ли ещё спит. Но когда он почувствовал до боли знакомый запах немецкой формы, который он ни с чем никогда не перепутает, то ясно осознал, что это не сон. И понял, что они снова за ним пришли. И в тот момент, когда один из немцев клацнул автоматом, ехидно улыбнулся и с грубым акцентом заявил: «Гутэн абэн, Виктор. Ви окружэны. Виходитэ с поднятими руками и слэдуйтэ за нами», мужчина потерял сознание.
В тот вечер шёл спектакль «А зори здесь тихие…» После исполнения своих ролей три артиста, игравшие немцев, вышли покурить и, заметив дремавшего на полу водителя автобуса, решили над ним немного подшутить, и заодно за хамство проучить. Все их костюмы до последней пуговицы были подлинными. Они думали, что мужчина догадался, что это был розыгрыш, и не потерял сознание, а снова уснул. Посмеялись над ним и ушли обратно на сцену, чтобы выйти со всеми актёрами на поклон. Кто же знал, что у Виктора за спиной было такое печальное прошлое.