Найти тему
Блог студии Снегири

Как рассмешить зрителя?

Вопрос о том, что именно заставляет зрителей смеяться не такой простой, каким кажется. Ведь смех - эмоция довольно сильная, гораздо сильнее легкой ухмылки, улыбки, в ответ на комичное. Это настолько непростой вопрос, что им озадачились даже ученые.

Перевели для вас статью Screencraft, чтобы рассказать, что же смешит зрителей.

Маленькая мисс счастье ( 2006 )
Маленькая мисс счастье ( 2006 )

Я начал свою карьеру я с Элизабет Уинстед, был соавтором ее дневного шоу. Что меня удивило в этой работе и почему я сейчас об этом говорю - так это то, как эти аналитические умы придумывали шутки. Лучше, чем Элвин Брукс Уайт об этом не скажет никто:

Юмор может быть рассечен и препарирован для изучения, как подопытная лягушка, только вот многие забывают о том, что лягушка-то в результате опыта умирает, а внутренности ее обескураживают и повергают в шок любого не причастного к этой науке.

Итак, что же заставляет вас смеяться? Вспомните, над какими эпизодами сериалов или фильмов вы смеялись. Что в них общего?

Если вы действительно задумались, то, возможно смогли найти связь: каждая шутка и смех после нее наступает неожиданно. Это какой-то нетривиальный ход событий, сочетание того, что не сочетается.

Ричард Фейнман назвал это “ударом открытия”. Ведь если обратить внимание, каждая комедия сначала вводит зрителя в заблуждение, а затем шокирует, удивляет и ошеломляет. Это, пожалуй, главное.

Как не переборщить с попытками рассмешить?

  • Избегайте большого количества шуток

Комедия - довольно специфический жанр, но она, по сути своей, ничем другим не отличается от драмы, ужаса или детектива, допустим. Комедия - это лишь один из ключиков к сердцам зрителей. По словам Майка Уэрба (сценариста “Маски”), чем больше вы знаете своих персонажей, тем точнее вы сможете смоделировать эффект неожиданности, напряжение и конфликт (будь то хоть драма, хоть комедия).

Часто замечаю перегруз комедии шутками и курьезами - несомненно, они важны, но лучшая комедия - та, в которой есть элемент драмы (причем, работает это и наоборот - драма с элементами легкомыслия и дуринки тоже будет лучше, чем монотонная серьезность).

Стив Каплан, гуру комедийных сценариев, отвечает:

Шутки - не скелет вашего сценария, это лишь мишура и красивое дополнение, определяющее жанр. Главное - не забыть о том, что должны быть комические персонажи, чтобы эту мишуру развесить.

Другими словами: вы не можете гарантировать, сколько процентов зрителей рассмеется над вашей шуткой, но! В ваших руках нечто большее - персонажи, которых зритель принимает, воспринимает и оценивает как нечто большее, следовательно, создав проработанного и целостного персонажа, шансов на успех в разы больше.

  • Комедия - это серьезный труд

Ни сценарист, ни актер, никто не должен чувствовать себя так, будто он шут. Насколько смешна ситуация и все, что вы написали/сняли, должен определять в первую очередь зритель. Пока ему не станет смешно - все серьезно. Потому что самолюбование и нарочитое шутовство убивает доверие и расположение.

  • Посмотрите на ситуацию на расстоянии

Как сказал Чарли Чаплин, если снимать крупным планом, жизнь - это трагедия, но если смотреть на нее издалека - она та еще комедия.

Комедия - это взгляд издалека, комедия помогает нам отойти от быта и повседневности, забыть о проблемах и посмеяться над ними издалека. Между прочим, некоторые комедийные писатели смеялись над собственной жизненной драмой, чтобы написать достойную комедию.

  • Уверенность в своем юморе

Доверьтесь себе. Ничто не убивает комедию так, как страх быть несмешным или выглядеть глупо. Потом будете критиковать себя и принимать критику от других - отредактировать всегда успеете, сначала напишите.

  • Ищите вдохновение в повседневности

Сконцентрируйтесь на повседневности. В обыденности очень много курьезов и смешных моментов. Сделайте большое из малого, выудите из этой самой повседневности все самое смешное и включите в сценарий.

Как украсть миллион ( 1966 )
Как украсть миллион ( 1966 )

А кто же больше всех исследовал, над чем смеются люди?

Ричард Вайзман не на шутку об этом задумался. Ричард начал свою профессиональную карьеру как иллюзионист, позже стал профессором психологии. Он провел эксперимент, задействовав тысячи людей, чтобы получить ответ на этот вопрос. Точного ответа нет, но он вывел множество связей между культурой народа и тем, что его представителям смешно. Например, грубые шутки одних обижают, других наоборот смешат. Та же история с пошлым и плоским юмором.

Закономерность была одна: смешно становится исключительно всем только тогда, когда срабатывает эффект неожиданности.

Больше материалов:

Почему все кино держится на интриге?

Как рассказывать интересно?

Курс сценаристов комедии, что это такое?

Материал студии Снегири.