Несколько дней назад, на некоем информационном ресурсе, позиционирующим себя как сборник авторских исторических статей, была опубликована моя статья без указания авторства.
Ничего особенного, на самом деле. Если уж Александр Мидлер черпает вдохновение публикуя мои тексты в своей книг, то и маленькому сообществу в популярной соцсети можно.
Обратил я внимание на это событие только потому, что эта самая моя статья была посвящена мензурному фехтованию А надо сказать, что все, что связано с мензурой вообще и мензурными дуэлями в частности, вызывает большой ажиотаж у читателей. Потому что не понятно. Непонятно современным, нормальным людям, для чего нужно такое вот фехтование, равно удаленное и от спорта, и от боевого искусства, да еще и наполненное элементами членовредительства.
Мне же, мензура, как бы это сказать, нравится. Более того, я мог бы назвать себя фанатом мензурной традиции. Причем заинтересовался я этим направлением задолго до того, как вообще узнал, что это такое. В далекие 80-е, меня подкупил лишь факт того, что это какой-то особый вид фехтования, имеющий собственное название. Это мой тренер мне рассказал что, мол, в Германии было такое вот мензурное фехтование.
Когда же я попросил рассказать мне об этом фехтовании поподробнее, тренер, ссылаясь на Ивана Эдмундовича Коха, объяснил, что мензурное, от немецкого слова «mensur», что означает «отмер». Это значит, что под мензурным фехтованием подразумевается такое фехтование, в котором все движения очень четко выверены, отмеряны. В общем – обычная фехтовальная классика, только очень тонкая, виртуозная.
Довершая впечатление от собственного рассказа, тренер добавил, что мензурные поединки были настолько утонченными, что некоторые самые искусные дуэлянты фехтовали друг с другом босиком…
Чуть позже, судьба свела меня с одним, очень известным в узких кругах коллекционером холодного оружия, который поведал мне вторую версию происхождения понятия «мензурное». Это, якобы, от того так стали говорить, что на некоторых немецких дуэлях, на кончиках дуэльных шпаг отмеряли небольшое расстояние, и этот отмер остро оттачивали, в то время как остальная часть клинка оставалась затупленной.
Этот коллекционер, кстати, знал о мензуре значительно больше моего тренера. Во всяком случае, он знал, что под мензурой подразумеваются именно студенческие дуэли, знал, что дуэлянты наносили друг другу удары по лицу а в некоторых традициях и по груди, в его коллекции имелся настоящий буршский шлегер, а в библиотеке он хранил две маленькие (по два абзаца каждая) заметки о современных студенческих дуэлях в ФРГ. Обе заметки были из советских журналов 60-х и 70-х годов. Одна называлась «В стране кровожадных», вторая шла вообще без названия.
Демонстрируя незаурядный багаж знаний, коллекционер добавил, что студенческие дуэли проводились на сценах театров, а зрителями становился весь курс. Если же какой-нибудь студент фехтовать боялся а имидж бретера получить, все-таки, очень хотел, то он мог обратиться к хирургу, который безболезненно наносил ему красивый шрам под местной анастезией.
Поясняя, зачем вообще нужно это сомнительное украшение на лице, коллекционер даже песню мне спел (не немецкую, правда, а отечественную) "шрам на роже, шрам на роже, мужику всего дороже!"
...Собственно, эти разрозненные сведения, вкупе с уникальным опытом держания в руках настоящего немцкого шлегера, полностью исчерпывали мои знания о мензурном фехтовании.
Как я выяснил много лет спустя, почти ничто из этого (кроме знакомства со шлегером, конечно), не соответствовало действительности.
О том, что такое настоящая немецкая мензура, я узнал уже в Германии. Но это, собственно, уже совсем другая история. В ближайшее время, я планирую разместить на своем канале несколько своих статей, посвященных этой уникальной и интересной традиции.