Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минпромторгу и Минэкономразвития проработать введение в России европейских технических регламентов для производителей бытовой техники и смартфонов, чтобы продлить срок их использования. С такой инициативой ранее выступил глава Минприроды Александр Козлов.
В своем письме вице-премьеру Козлов ссылается на технические регламенты новых экодизайнов электроники в Европейском cоюзе (приняты в октябре 2019-го, вступили в силу в марте 2021 года), которые обязывают производителей обеспечить покупателям право на ее ремонт (right to repair). «Производитель обязан снабжать технику подробными инструкциями по ее ремонту и выпускать комплектующие для замены неисправных деталей в достаточном для ремонта объеме в течение семи–десяти лет», — пишет министр.
Пока эти регламенты распространяются только на производство телевизоров, холодильников, стиральных и посудомоечных машин, фенов. Но сейчас в Европе предлагается принять их также для смартфонов, ноутбуков и мелкой электроники, пишет РБК.
Козлов предлагает распространить действие этих регламентов в России. «Нормативное закрепление продления срока службы товаров сокращает количество «электронного мусора, образовывающегося ежегодно», — объясняет он. В результате у граждан снизится потребность в приобретении новых и утилизации старых товаров на протяжении более длительного времени, пояснили в Минприроды.
Представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов рассказал, что, по данным Высшей школы экономики, из около 70 млн т твердых коммунальных отходов, которые производятся в России за год, электроника составляет 2%. Срок службы крупной бытовой техники сейчас также составляет восемь-десять лет. Гуськов добавил, что по закону производитель должен иметь детали для ремонта в наличии в течение срока службы товара.
Директор по сервису производителя ноутбуков ASUS Россия Сергей Кудрявцев отметил, что ноутбуки и смартфоны «морально устаревают» значительно быстрее крупной бытовой техники, поэтому их меняют раз в три-четыре года.
Ранее «Телеспутник» писал о том, что с 1 апреля текущего года вступил в силу закон об обязательной предустановке российского программного обеспечения на продаваемые в стране электронные устройства. Мы попросили экспертов порассуждать о том, как закон заработал на практике.