Найти тему
Трансмашхолдинг

Как менялся вагон-ресторан: от XIX века до новых моделей ТМХ в XXI-ом

Сегодня поужинать под стук колёс, наслаждаясь проносящимися за окном пейзажами, – обычное дело. Однако так было далеко не всегда. Рассказываем, как вагон-ресторан из атрибута класса «Люкс» превратился в стандарт железнодорожного сервиса, доступный каждому пассажиру.

Первое появление в Российской империи

До конца XIX века трапезу на полном ходу могли позволить себе лишь богатейшие представители элиты: лица императорской фамилии, вельможи, крупные промышленники, владельцы личных поездов. Поезда эти были оборудованы всеми мыслимыми и немыслимыми излишествами, представляя из себя скорее гостиницы на колесах, чем поезда в привычном понимании. В 1896 году было налажено прямое железнодорожное сообщение между столицами Российской империи и Франции – скорый поезд «Северный экспресс» связал Санкт-Петербург и Париж. В состав экспресса входил и вагон-ресторан, ставший первым подвижным заведением общественного питания на российских железных дорогах. На рейсах внутри страны вагоны-рестораны появились не сразу. Считалось, что пассажирам вполне хватает услуг станционных буфетов: остановки были долгими и частыми.

Фото: Владимир Ульянов
Фото: Владимир Ульянов

Первый внутренний рейс, в состав которого в 1915 году был включён вагон-ресторан, – Петербург-Вержболово (сейчас это Вирбалис, Литва). Порядок обслуживания сильно отличался от привычного нам сервиса. Чтобы посетить вагон-ресторан, пассажир должен был предъявить специальный билет – талон на обслуживание. Официанты выдавали пассажирам такие талоны в начале пути. На нём был отмечен временной интервал, в который пассажир мог воспользоваться вагоном-рестораном. Всё это было сделано для того, чтобы дозировать наплыв клиентов, обслуживая их «порциями». Существовало и так называемое стандартное меню, ограничивающее выбор. Полный список блюд был доступен лишь в том случае, если состав следовал полупустым, а официанты и повара слабо загружены работой. Сервировка вагонов-ресторанов отличалась элегантностью – здесь использовали фарфор, стекло, столовое серебро. Помимо обедов и ужинов, клиентам предлагался довольно большой выбор алкогольных напитков. А путеводители, газеты и журналы не позволяли пассажирам скучать. Сами вагоны поставляли из-за границы, переоборудовав их под российскую железнодорожную колею.

Советские вагоны-рестораны

В 1927 году началось собственное производство вагонов-ресторанов на Ленинградском вагоностроительном заводе. Позже к их выпуску подключился Калининский вагоностроительный завод (сейчас – Тверской вагоностроительный завод, входит в ТМХ). Выпуск вагонов продолжался до 1941 года. Всего было произведено около 8000 штук.

Вагон-ресторан «Егоровец», выпускавшийся с 1927 по 1941 год
Вагон-ресторан «Егоровец», выпускавшийся с 1927 по 1941 год

С 1960-х годов вагоны-рестораны поставлялись в Советский Союз заводом «Аммендорф» из Восточной Германии. Такие вагоны производились вплоть до 1996 года. Именно они и стали наиболее узнаваемыми, закрепившись в числе привычных реалий жизни советского человека.

Аммендорф. Фото: Николай Терихов
Аммендорф. Фото: Николай Терихов

Современные вагоны-рестораны

В 2010 году Тверским вагоностроительным заводом был представлен первый вагон-ресторан нового типа – модель 61-4460. Это первый ресторан общественного применения, сконструированный без участия сторонних организаций и с использованием ряда принципиально новых решений.

-4

По сравнению с вагонами старых конструкций, изменилось расположение помещений в вагоне. Салонная часть отделена от бара кухонным помещением. Такой вариант компоновки широко используется в Европе. Делается это с целью разделить пассажиропоток на тех, кто целенаправленно пришел в бар, и на тех, кто посетил вагон–ресторан с расчётом на более длительное времяпрепровождение. Салон ресторана рассчитан на одновременное обслуживание 32 посетителей, а за баром могут комфортно разместиться ещё три клиента.

-5

Новые вагоны ориентированы на то, чтобы обеспечить горячим питанием не только посетителей ресторана, но и пассажиров, которые предпочли не покидать своё купе. В них предусмотрены холодильные камеры большого объёма и специальные конвекционные печи для разогрева пищи; тележки с готовыми наборами блюд вывозятся в коридор через специально оборудованный люк. Вагоны новой модели пришли на смену устаревшим и израсходовавшим свой ресурс «Аммендорфам».

Далее, в 2013 году, был запущен в производство первый двухэтажный вагон-ресторан – модель 61-4473. В отличие от привычных вагонов-ресторанов, новый имеет обеденный зал большей вместимости. В салоне на втором этаже одновременно могут обедать или ужинать 48 пассажиров, а общая вместимость, включая барную зону, составляет 52 места.

-6

На кухне установлена конвекционная печь с парогенератором, электроплита, а также микроволновая печь. Чтобы сохранять все продукты свежими, в вагоне имеются два вместительных холодильника и морозильная камера. Поднимать готовые блюда из кухни на второй этаж и опускать вниз использованную посуду помогут два грузовых лифта.

Кухню, бар и обеденный зал связывает переговорное устройство, что избавит персонал от необходимости лишний раз бегать между этажами. В баре имеется кофе-машина – посетители смогут выпить чашечку свежеприготовленного зернового кофе, наслаждаясь музыкой или просмотром интересных видеопрограмм. Трансляцию обеспечивает специальный сервер системы автономного воспроизведения аудио и видеопрограмм, чтобы просмотр не прерывался даже тогда, когда состав находится все зоны действия всех мобильных сетей. Так, в атмосфере комфорта и первоклассного сервиса даже самая долгая дорога оставит лишь положительные впечатления.