Как успевать, когда ничего не успеваешь.
Меня тут попросили поделиться тайм-менеджментом, как пишущего человека, и это соображение несколько выбило меня из колеи. Во-первых, чтобы писать о тайм-менеджменте, нужно это самый тайм найти. Во-вторых, все, что я делаю, я делаю не благодаря тайм-менеджменту, а как-то просачиваясь между его жесткими ограничениями, так сказать, вопреки. В-третьих… в-третьих (возможно, как раз благодаря второму пункту), моя продуктивность составляет примерно десять процентов от моей мощности и прекрасно описывается фоточкой к этому тексту.
Хотя, наверно, мне все-таки кажется – это я про мощность. Мне уже двадцать лет кажется, что я могу фигачить, как в двадцать, без сна и отдыха, но молодая уже не молода, как писали классики.
Для начала скажу следующее. Наиболее адекватное, что я слышала про тайм-менеджмент для писателя и писательскую же продуктивность, в настоящий момент исходит от Александра Молчанова. Что-то он придумал сам, что-то очень удачно структурировал и обобщил, бери и пользуйся, благо тренинг «Самодисциплина для писателей и сценаристов» у него бесплатный. Как хронический хаотик, всю жизнь писавший «на вдохновении», я сильно порадовалась, что он попался мне на жизненном пути на середине второго тома «Белокурого», потому что остальные два с половиной тома я дописывала уже не только на вдохновении, но и на понимании процесса.
Основное, что я выцепила у Молчанова на тему, как писать много и не сдохнуть в процессе: 1) писать регулярно (ежедневно); 2) иметь норму выработки текста в день и строго ей следовать; 3) «не хочется писать? – пишите нехотя»; 4) разрешить себе написать плохую книгу, чтоб не мучиться перфекционизмом; 5) отдыхать. У него есть много полезных фишек, но все внедрять мне не удается, довольствуюсь этими.
По поводу графика дня. Подо что точно нужно выделить время: писать ежедневно, даже если это небольшая норма в две страницы (как у меня). Ну, или час-полтора времени. У меня это час времени после того, как я встала в шесть утра, разбудила, накормила и отвела сына в школу. Десять минут по дороге от школы в магазин – разминка мозга, попытка проснуться и вспомнить, а о чем я, собственно, сегодня двигаю текст. Если за завтраком до писательства позволить себе тупить в соцесточки – писательство гарантированно пойдет по боку. Если успеть донести хоть какую мысль до листа, не расплескав – свою норму я напишу. Потом, как правило, следует работа. Работы у меня две – промышленная экология и редактура переводных текстов нон-фикшн. Они между собой не пересекаются совсем и требуют включения разных областей мозга. Лично мне не заходит быстрое переключение деятельности, я – человек потока, заныриваю небыстро, но глубоко. Поэтому если я в понедельник после писательства редактирую книгу о жизни муравьев, то заполнять журнал движения отходов для какого-нибудь садово-паркового хозяйства я буду во вторник. Заниматься полдня одной работой, полдня другой не выходит – во-первых, мозг перегревается, во-вторых (сюрприз) у меня этой половины дня нету. Потому что продленка в школе у сына заканчивается примерно в три часа дня – и мне нужно его забрать, довести до дома, накормить обедом, загнать за уроки. Если те самые уроки закончены к семи часам вечера – это идеал. Чаще всего процесс завершается в восемь, а там уже ужин, после которого я падаю лицом в подушку. Делегировать школьные дела сына мне некому – помощников у меня нет. Оплачивать помощника – было бы отлично, но не с чего. Все домашние, хозяйственные дела идут в то же время, в какое сын пребывает дома – что смогла сделать, то смогла. Остальное – ну, не смогла. Я не флай-леди и не фея домашнего очага, но уж такой уродилась. Иногда поработать по редактуре еще получается, если сидеть с ноутом на скамеечке во дворе, пока сын тусит на детской площадке. А вот писать на детской площадке не получается – нужна совсем другая концентрация внимания.
По складу мозгов я – хроническая сова. Две трети «Белокурого» я написала по ночам. И поздний вечер – время моего настоящего креатива, работы в потоке, но только при условии, что мне удалось выспаться. С того момента, как сын пошел в сад, и возникла эта адская обязанность просыпаться по утрам и будить ребенка, мне пришлось переучивать себя, что теперь, хочешь - не хочешь, а креатив будет утром. Не хочешь – креатива не будет вообще. С учетом того, что креатив для меня в изрядной степени психотерапия, переучиться много времени не заняло. Хочешь жить и писать – переучишься. Да и пренебрежение ночным сном на протяжении пары лет я расхлебываю до сих пор. Поэтому по ночам лучше не писать, проверено. Очень дорого стоит организму.
У Молчанова есть отличная тема про блочное планирование дел в течение дня. Идея хорошая, но у меня придерживаться не получается. Максимум – я пишу себе на листочек вразнобой все, что вспомню, из дел на день, затем галочками отмечаю исполненные. Правило тут только одно – если встала из-за стола (от работы или писательства), скорей всего, к нему уже не вернешься. Поэтому лучше сначала все написать (переработать) из нормы, а потом идти на кухню варить суп. Например.
Важный момент: подготовительная работа, research. У меня много работы с источниками. Прямо очень много, причем это популярные исторические (или непопулярные специфические) английские источники. Это сетевой серфинг по генеалогическим сайтам. Это онлайн-словари middle scots (например) и мои доморощенные попытки перевести письма шестнадцатого века с эффектного языка оригинала. Это блуждания по картам того же шестнадцатого века. Это чтение современных исследований общества того времени. Написание хронологического плана. Написание нелогического плана. Сверка по Кемпбеллу и Воглеру пути героя и все такое. Словом, тут тонны руды до, собственно, написания текста. А времени у меня см.выше всего час, максимум полтора в день. Поэтому я либо занимаюсь подготовкой, либо пишу. Чередовать то и другое получается плохо, потому что если уж встала на рельсы – надо ехать, а не винтики в колесиках подкручивать. Но есть и момент, когда текст нелогично застревает и пробуксовывает – вот тогда я слезаю с бронепоезда и иду на рельсы расчищать. Пробуксовка означает, как правило, что я либо ленилась читать источники (из источников можно извлечь практически любую нужную персонажу мотивацию), либо плохо проработала структуру (грубо говоря, не знаю, о чем писать). Исходя из количества времени, на отдых и подготовку к новой книге у меня уходит примерно год. Я закончила «Белокурого» в 2018 году и твердо была уверена, что сразу же нырну в «Волну и камень». По факту, я в нее нырнула в январе 2020 года. Закончила в апреле и тут же объявила, что сейчас начнется «Младший сын». Ничего подобного, «Младший сын» еле-еле шевелится только сейчас. На эндорфине от окончания книги мне действительно кажется, что я все могу. Но это очень обманчивое ощущение. Не говоря о том, что нужно банально отдохнуть, также нужно время на проработку источников – и время на то, чтобы эти источники у тебя в голове проварились и дали сок.
Да, туда же, в тот же час-полтора времени ежедневно, входит и время на «написать полезный пост в фб/дзен/бусти», так что если вы читаете этот текст, значит, я не написала сегодня норму. Такое положение дел, сами понимаете, сильно вредит продвижению через блог. Туда же входит «почитать материалы для саморазвития и не по теме книги, которую пишу» - если я саморазвиваюсь, я не написала сегодня норму. Если я продвигаю себя через блог – я не написала сегодня норму и так далее.
Хороший был вопрос про «когда писательство стало приносить постоянный доход, а то много времени занимает работа для денег». Наш ответ – никогда. Я – не тот писатель, кому писательство приносит какой-либо доход. Но я тот писатель, который будет писать книги независимо от того, приносит мне это доход или нет, потому что творчество для меня – способ проживания жизни и терапия, своего рода метаболизм. Правда, навыки самоорганизации (по итогам этого размышления о тайм-менеджменте) мне явно надо повысить. Их вообще всегда есть куда повышать.
Мои книги можно купить и скачать здесь.
Новая книга пишется тут.
Спасибо за внимание и не переключайте канал!