В 1982 г. по сценарию братьев Стругацких и в режиссуре Константина Бромберга был поставлен фильм «Чародеи». И зрители сразу разделились на 2 лагеря:
1) тех, кто остался недоволен кино-«адаптацией» замечательной фантастической книги Стругацких «Понедельник начинается в субботу»;
2) тех, кто был в восторге от новой картины.
Представители 2-й группы киноманов до сих пор, спустя вот уже почти 40 лет продолжают пересматривать «Чародеев», особенно под Новый год, считая его праздничной комедией. Для них было бы подарком узнать, что решили снять продолжение.
Представители же 1-й группы считают, что фильм получился упрощенным, в нем исчезло таинство, персонажи задействованы в основном незнакомые и проч. Для этой группы тоже было бы подарком увидеть продолжение, поскольку всегда остается шанс что-то исправить в лучшую сторону.
И ведь такое продолжение на самом деле планировалось.
Спустя почти 10 лет после того, как «Чародеи» впервые покорили советского зрителя, Константин Бромберг с Борисом Стругацким решили развить сюжет.
Изначально о возможном продолжении мечтали оба брата. Но когда вопрос встал на практике, Аркадия Стругацкого уже не было в живых.
Развитие планировалось ими, что называется, «на злобу дня». А день стоял тот еще – на дворе были «лиxие 90-ые».
По сюжету, в НУИНУ повалили некие личности со стороны, желавшие забрать волшебную палочку для своих индивидуально-предпринимательских целей. В России бурными темпами формировался рынок, в том числе надвигаясь на волшебный институт Китежграда.
Интриги развивались вокруг попыток этих нечистых на руку людей завладеть палочкой самыми разными способами.
Честные же сотрудники института понимали, какой вред может принести созданный ими артефакт, если использовать его с корыстными целями. Поэтому ребята с присущими им магическими талантами и юмором старались от злоумышленников отбиться.
Кстати, в институте продолжали царить как законы энтузиазма, дружбы и веселой магии, так и советские законы.
И вот руководство института решило перенести НУИНУ в параллельную реальность, сделав его недоступным остальным, кроме самих магов и их друзей. (Напомним: дело было в 1990-е гг., помимо бизнеса, активно распространялись идеи всего cвepxъecтecтвенного, разных иных миров, путешествий во времени и т. п.)
Все чародеи переместились вместе с институтом. Но Алене Пуховой (Саниной) пришлось вернуться. Ведь в мире обычных людей ее ждали:
1) дочь (начинающая волшебница);
Девочка должна была сделать фильм семейным, увеличить целевую аудиторию за счет привлечения детей.
Так было благодаря введению в сюжет 1-х «Чародеев» сестры Вани – Нины Пуховой, по сути, совсем необязательного персонажа.
2) муж Иван (тот самый, который в Москве квартиру получил, а потом Алену расколдовывал).
Как видите, интрига была, но… уж больно злободневная.
Воплотить в жизнь проект режиссер со сценаристом не смогли: им банально не дали на это денег. (Вы еще не забыли, о каких годах идет речь?..)
Впрочем, может быть, и не так страшно, что фильм тогда не сняли?
Вполне понятны желание любого создателя произведения его продолжить и фантазии читателей / зрителей о том, что же было дальше с полюбившимися персонажами.
Но были бы довольны полученными «Чародеями – 2» (или «Чародеи возвращаются»? или «Чародеи форева»?..) представители названных выше 2 лагерей?
Скорее всего, скептики стали бы еще более критичны, а поклонники разочаровались бы.
Да и сами братья Стругацкие не особо восторгались экранизациями собственных книг. Ведь на выходе получались совсем иные миры, нежели те, которые творили они сами.
Кто-то может возразить: но ведь сценарий к 1-м «Чародеям» написали сами же Аркадий и Борис Натановичи.
Да, сценарий написали они сами. Но изначально он был совсем другой. По указаниям режиссера, оставшегося недовольным их кино-вариантом «Суеты сует», Стругацкие полностью переписали текст.
В принципе, вполне могло бы статься, что с продолжением «Чародеев» случилось бы чудо:
1) Борис Натанович написал бы тот сценарий, какой надо, – в лучшем духе братьев Стругацких;
2) Константин Леонидович бы поднапрягся и, с одной стороны, не стал заставлять писателя менять текст, с другой – сам бы снял на уровне поставленных им «Приключений Электроника» (т. е. не хуже);
3) артисты бы сыграли замечательно;
4) по ходу съемок добавлялись бы разные шутки, помогающие фильму заиграть новыми красками.
Рассказывают же, что в 1-х «Чародеях» некоторые шутки придумали сами актеры.
Например, ставшую затем крылатой эмоциональную фразу «Кто так строит?!» предложил сам же Семен Фарада. Он как-то в действительности заплутал в длинных коридорах телецентра и так и не смог самостоятельно отыскать съемочную группу.
Говорят, Стругацкий переживал, что найденные Бромбеpгом спонсоры отказали в финансировании. Писателю хотелось снять продолжение – может быть, как раз именно затем, чтобы оно вышло лучше, чем 1-я часть?..
П. с. Кстати же, читайте пост «Кот Василий в "Чародеях" и другие животные, попавшие под цензуру в советском кино» и еще статью «В фильме "Чародеи" Алена с весной в сердце не особо отличается от Алены без весны».