Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

«Пытаюсь представить себе, что чувствовали советские идеологи, слушая эту музыку»: Познер о The Beatles

Beatles, Led Zeppelin, Coldplay, David Bowie, Elton John, Eric Clapton, Fleetwood Mac, Rolling Stones, Rod Stewart, The Who, Pink Floyd, Queen, Iron Maiden, Sex Pistols, Clash… Эта музыка родилась в середине 50-х и захватила мир, затмив всю прочую, включая американскую.

 Charanjeet Dhiman/Unslash.com
Charanjeet Dhiman/Unslash.com

Я часто задумываюсь над тайной того, как вдруг вроде из ниоткуда рождается нечто, до этого невиданное, а потом исчезает, оставив после себя глубокий след, память и вопрос: почему появилось, почему исчезло?

Например, итальянский неореализм с его плеядой гениальных режиссёров — Феллини, Антониони, Висконти, де Сантис, де Сика, Росселлини… Итальянское кино, словно ракета, взмыло на недосягаемую для всех высоту, посияло и… погасло. Оно продолжает существовать, итальянское кино, но кто, кроме самих итальянцев, знает о нём?

Меня удивляет внезапная концентрация если не гениев, то выдающихся личностей в то или иное время и их внезапное исчезновение. Это не относится в полной мере к английской поп-музыке, которая и сейчас звучит достаточно громко. Но то, что случилось во времена «Британского вторжения», было лишь однажды и не повторилось.

И во главе этого были «Битлз».

Мы сидим с Ваней (прим. Ургантом) на скамейке рядом со школой, в которой учился Джон Леннон. Это окраина Ливерпуля. Тут же расположился памятник «Битлам» — нагромождение каменных чемоданов и гитар разных размеров. Ваня вспоминает, как он в юности зачитывался книгой Хантера Девиса «Битлз».

Я, как бы невзначай, спрашиваю:
— А вы не помните фамилию переводчика?
Ваня смотрит на меня удивлённо, мол, какое это имеет значение? Потом,
вдруг сообразив, к чему был мой вопрос, восклицает:
— Да ладно?!
В ответ на что я скромно киваю. Ваня меня обнял, и у него на глаза навернулись слёзы.

Объяснить магию «Битлз» невозможно, что естественно — магия на то и магия, что она необъяснима. Группа распалась в 1970 году — пятьдесят лет тому назад, но звучит и сегодня. Такой проверки временем не испытала и не выдержала ни одна другая группа.

В Советском Союзе «Битлз» были запрещены. Но знали их все. Когда уже много лет спустя, 24 мая 2003 года, на Красной площади состоялся концерт Пола Маккартни, то собравшиеся — а их было, по разным подсчётам, от 20 до 50 тысяч человек — хором, слово в слово, пели с ним. Откуда они знали слова песен запрещённой группы? Поди пойми.

Почему «Битлз» были запрещены в СССР? Как будто загадка. Не было ничего антисоветского ни в их музыке, ни в текстах. Так в чём дело? А дело в поразительном «нюхе», классовом чутье советского руководства, которое спинным мозгом чувствовало опасность этой музыки.

Мой приятель, выдающийся английский кинодокументалист Лесли Вудхед, в 2009 году снял фильм «Как “Битлз” потрясли Кремль». Сейчас, когда я пишу эти слова, я слушаю «Битлз» и пытаюсь представить себе, что чувствовали советские идеологи, слушая эту музыку. Дискомфорт? Угрозу? Опасность? А если так, то почему? В этих песнях, в их исполнении звучит свобода, совершеннейшая свобода. Вряд ли сусловы (1) советского агитпропа отдавали себе в этом отчёт, но чувствовали на уровне подсознания.

(1) М.А. Суслов — советский партийный и государственный деятель, возглавлявший Отдел пропаганды ЦК КПСС.

Обложка книги
Обложка книги

Новая книга в серии «Владимир Познер. Субъективный згляд» называется «Английская тетрадь». Это глубокий и вдумчивый портрет Англии от мэтра журналистики — живые авторские впечатления от общения с носителями языка и культуры.

Книга для тех, кто хочет составить свое собственное, особенное представление об Англии. Прочитать отрывок и купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a0008sy

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме: