"Рысь", "Тигр", "Пантера", "Леопард" - в их боевой службе были моменты, когда места для свободного маневрирования не хватало..
Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.
Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа, навигационные опасности - это только примерный перечень источников опасности для корабля, тем более подводного. Бывают и трагические случайности,которых не удается избежать даже в военное время. Сегодня вспомним несколько случаев, связанных с подводными лодками типа "Барс" в годы Первой Мировой войны.
23 ноября 1916 года подводная лодка «Рысь» (тип «Барс»), под командованием К.Е.Введенского 1-го, во время ходовых испытаний (по другим данным - на боевую позицию в Балтийское море), при выходе из гавани Ревеля неожиданно протаранила возвращавшуюся из боевого похода ПЛ «Тигр» (тип «Барс»), командир В. В. Соллогуб. И хотя на самой «Рыси» существенных поломок не произошло, ее близнецу помощь ремонтников Ревельской базы потребовалась сразу.
У «Тигра» оказались сломанными горизонтальные рули, деформированы стаканы и сальники их приводов, а ограждение рулей пришлось изготавливать заново.
Это оказалось не слишком опасным происшествием, все случилось вблизи берега и ремонтных предприятий. Второй случай мог привести к более тяжелым последствиям, так как он произошел в ходе эвакуации кораблей Балтийского флота из портов Эстонии и Финляндии в апреле 1918 года. Этот беспримерный переход в тяжелейших ледовых условиях вошел в историю как «Ледовый поход». К сожалению, этот трудный путь не обошёлся без потерь.
Для справки: "Рысь", "Тигр" (тип "Барс") - запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек. В строю: "Рысь" - с 4 ноября 1916 года (срок службы -около месяца); "Тигр" - с 8 апреля 1916 года (срок службы - около 7 месяцев).
На рассвете 7 апреля 1918 года финскую столицу покинула ПЛ «Пантера» (тип «Барс»), следуя к шхерному (стратегическому) фарватеру по каналу, пробитому сторожевыми кораблями «Ястреб» и «Руслан». В поход сразу вышло несколько подводных лодок (7 единиц), которые шли в строю кильватера, в том числе: "Пантера", "Вепрь", "Волк", "Змея", "Леопард", составляющих 1-й эшелон 3-го отряда кораблей.
Много волнений и неприятностей в походе доставляли «пробки» на фарватере. Они создавались из-за того, что следовавшие в колонне корабли, увидев впереди по курсу полынью, вдруг без команды устремлялись к ней скопом нарушая строй и дезорганизуя движение.
На третьи сутки похода «Пантера» с другими подводными лодками вышли в фарватер, ранее пробитый во льдах двумя угнанными белофиннами ледоколами «Волынец» и «Тармо», ушедшими в порт Ловиза. По проторенному пути скорость каравана увеличилась, но, увы, ненадолго.
Впереди «Пантеры» в этот раз шла подводная лодка «Змея» (тип «Барс»), командир А. А. Иконников. Причина, по которой на этой лодке неожиданно дали задний ход, неизвестна, но, начав отрабатывать назад на «Змее» не предупредили заранее, двигавшиеся ей в кильватер суда, подъёмом положенного в таких случаях сигнального флага «Земля». Тем более что с целью облегчить движение во льдах, лодки и корабли шли очень близко друг за другом, стараясь пройти в кильватер впереди идущего судна до того, как льды затянут образовавшуюся промоину от его винтов.
Стоявший на мостике «Пантеры» её командир Ю.В.Пуаре, успел заметить, что корма «Змеи» быстро двигается на его лодку. И только благодаря тому, что Пуаре успел застопорить моторы, «Пантера» смогла избежать неминуемого тарана со «Змеей». Но... на двигавшейся в кильватер «Пантере» подводной лодке «Леопард», командир Ждан-Пушкин, этого сделать не смогли, не успели, и она, по расчищенному винтами каналу, свободному ото льда, с ходу врезалась в «Пантеру», пробив её кормовую балластную цистерну и повредив вертикальный руль, оборвав шнуртрос привода руля.
Для справки: "Пантера (тип "Барс") - водоизмещение - 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек . В строю с 23 июля 1916 года (срок службы - 1 год).
Пробоина оказалась ниже ватерлинии, но изнутри корпуса цистерна осталась цела. Пуаре сам осмотрел повреждения цистерны, проникнув через вскрытую горловину внутрь её, и лично руководил исправлением повреждений.
Во время Ледового похода, в море, зимой проникнуть в балластную цистерну !!!! - не каждый решится.
После аварии лодка продолжила движение, но во время сжатия льдов на лодке разошлись швы, вылетела часть заклепок корпуса, из-за чего пришлось цементировать швы, забивать пробки и откачивать воду из трюмов и балластных цистерн. 18 апреля "Пантера" на буксире ледокола "Силач" прибыла в Кронштадт.
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; Быховский И. А. Героическая «Пантера»: История одной подводной лодки. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1963. — 147 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: