Найти тему
Navygaming Channel

"Кошки" Бубнова "спорят" за фарватер/25. Авария субмарины: Столкновение неизбежно

"Рысь", "Тигр", "Пантера", "Леопард" - в их боевой службе были моменты, когда места для свободного маневрирования не хватало..

Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа, навигационные опасности - это только примерный перечень источников опасности для корабля, тем более подводного. Бывают и трагические случайности,которых не удается избежать даже в военное время. Сегодня вспомним несколько случаев, связанных с подводными лодками типа "Барс" в годы Первой Мировой войны.

23 ноября 1916 года подводная лодка «Рысь» (тип «Барс»), под командованием К.Е.Введенского 1-го, во время ходо­вых испытаний (по другим данным - на боевую позицию в Балтийское море), при выходе из гавани Ревеля неожиданно протаранила возвращавшуюся из боевого похода ПЛ «Тигр» (тип «Барс»), командир В. В. Соллогуб. И хотя на самой «Рыси» существенных поломок не произошло, ее близнецу помощь ремонтников Ревельской базы потребовалась сразу.

Россия (видимо Ревель). Подводная лодка "РЫСЬ" (тип "Барс"). 1916-1922 гг.
Россия (видимо Ревель). Подводная лодка "РЫСЬ" (тип "Барс"). 1916-1922 гг.

У «Тигра» оказались сломанными горизонтальные рули, деформированы стаканы и сальники их приводов, а ог­раждение рулей пришлось изготавливать заново.

Подводная лодка "Тигр"
Подводная лодка "Тигр"

Это оказалось не слишком опасным происшествием, все случилось вблизи берега и ремонтных предприятий. Второй случай мог привести к более тяжелым последствиям, так как он произошел в ходе эвакуации кораблей Балтийского флота из портов Эсто­нии и Финляндии в апреле 1918 года. Этот беспримерный переход в тяжелейших ледовых условиях вошел в историю как «Ледовый поход». К сожалению, этот трудный путь не обошёлся без потерь.

Для справки: "Рысь", "Тигр" (тип "Барс") - запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек. В строю: "Рысь" - с 4 ноября 1916 года (срок службы -около месяца); "Тигр" - с 8 апреля 1916 года (срок службы - около 7 месяцев).

На рассвете 7 апреля 1918 года финскую столицу покинула ПЛ «Пантера» (тип «Барс»), следуя к шхерному (стратегическому) фарватеру по каналу, пробитому сторожевыми кораблями «Ястреб» и «Руслан». В поход сразу вышло несколько подводных лодок (7 единиц), которые шли в строю кильватера, в том числе: "Пантера", "Вепрь", "Волк", "Змея", "Леопард", составляющих 1-й эшелон 3-го отряда кораблей.

Много волнений и неприятностей в походе доставляли «пробки» на фарватере. Они создавались из-за того, что следовавшие в колонне корабли, увидев впереди по курсу полынью, вдруг без команды устремлялись к ней скопом нарушая строй и дезорганизуя движение.

Подводная лодка "Пантера" уже в советском флоте, почти через 20 лет после этого происшествия
Подводная лодка "Пантера" уже в советском флоте, почти через 20 лет после этого происшествия

На третьи сутки похода «Пантера» с другими подводны­ми лодками вышли в фарватер, ранее пробитый во льдах двумя угнанными белофиннами ледоколами «Волынец» и «Тармо», ушедшими в порт Ловиза. По проторенному пути скорость каравана увеличилась, но, увы, ненадолго.

Ледокол "Суур Тылль" - корабль-музей в Таллинне, бывший "Волынец"
Ледокол "Суур Тылль" - корабль-музей в Таллинне, бывший "Волынец"

Впереди «Пантеры» в этот раз шла подводная лодка «Змея» (тип «Барс»), командир А. А. Иконников. Причина, по которой на этой лодке неожиданно дали задний ход, не­известна, но, начав отрабатывать назад на «Змее» не пре­дупредили заранее, двигавшиеся ей в кильватер суда, подъёмом положенного в таких случаях сигнального флага «Зем­ля». Тем более что с целью облегчить движение во льдах, лодки и корабли шли очень близко друг за другом, стара­ясь пройти в кильватер впереди идущего судна до того, как льды затянут образовавшуюся промоину от его винтов.

Подводная лодка "Змея" (тип "Барс") на испытаниях, 1917 год
Подводная лодка "Змея" (тип "Барс") на испытаниях, 1917 год

Стоявший на мостике «Пантеры» её командир Ю.В.Пуаре, успел заметить, что корма «Змеи» быстро двигается на его лодку. И только благодаря тому, что Пуаре успел засто­порить моторы, «Пантера» смогла избежать неминуемого тарана со «Змеей». Но... на двигавшейся в кильватер «Пан­тере» подводной лодке «Леопард», командир Ждан-Пушкин, этого сделать не смогли, не успели, и она, по расчищенному винтами каналу, свободному ото льда, с ходу врезалась в «Пантеру», пробив её кормовую балластную цистерну и по­вредив вертикальный руль, оборвав шнуртрос привода руля.

Для справки: "Пантера (тип "Барс") - водоизмещение - 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек . В строю с 23 июля 1916 года (срок службы - 1 год).
Подводная лодка "Леопард", именно эта субмарина попробовала "Пантеру" на прочность
Подводная лодка "Леопард", именно эта субмарина попробовала "Пантеру" на прочность

Пробоина оказалась ниже ватерлинии, но изнутри кор­пуса цистерна осталась цела. Пуаре сам осмотрел повреж­дения цистерны, проникнув через вскрытую горловину внутрь её, и лично руководил исправлением повреждений.

Во время Ледового похода, в море, зимой проникнуть в балластную цистерну !!!! - не каждый решится.

После аварии лодка продолжила движение, но во время сжатия льдов на лодке разошлись швы, вылетела часть заклепок корпуса, из-за чего пришлось цементировать швы, забивать пробки и откачивать воду из трюмов и балластных цистерн. 18 апреля "Пантера" на буксире ледокола "Силач" прибыла в Кронштадт.

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; Быховский И. А. Героическая «Пантера»: История одной подводной лодки. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1963. — 147 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: