Найти тему
Электроэнергетик

ТЕМА 1. ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2)

1.3 Конструкция якоря ДПТ

Якорь двигателя постоянного тока включает в состав своей конструкции:

1) вал;

2) сердечник с обмоткой;

3) коллектор.

Сердечник якоря выполняется шихтованным и собирается из штампованных пластин электротехнической тонколистовой стали.

Эти листы покрывают лаком для изоляции, затем собирают в пакет и запекают.

Далее готовый сердечник якоря напрессовывают на вал якоря.

Благодаря такой технологии изготовления удается значительно ослабить величину вихревых токов наводящихся в сердечнике якоря из-за того, что он перемагничивается во время своего вращения в магнитном поле.

 Рис. 1 Конструкция коллекторного двигателя постоянного тока (фото из просторов интернета). 1 - коллектор; 2 - электрические щетки (в обоймах щеткодержателя); 3 - сердечник якоря; 4 - главный полюс ДПТ; 5 - обмотка статора; 6 - станина; 7 - задний подшипниковый щит; 8 - вентилятор для самоохлаждения ДПТ; 9 - обмотка якоря; 10 - вал якоря ДПТ.
Рис. 1 Конструкция коллекторного двигателя постоянного тока (фото из просторов интернета). 1 - коллектор; 2 - электрические щетки (в обоймах щеткодержателя); 3 - сердечник якоря; 4 - главный полюс ДПТ; 5 - обмотка статора; 6 - станина; 7 - задний подшипниковый щит; 8 - вентилятор для самоохлаждения ДПТ; 9 - обмотка якоря; 10 - вал якоря ДПТ.

На поверхности сердечника якоря делают продольные пазы, куда укладывают проводники обмотки якоря.

1.4 Обмотка якоря ДПТ

В качестве обмотки якоря выступает медный провод прямоугольного или круглого сечения.

Пазы обмотки якоря после укладки в них проводников обмотки якоря закрывают клиньями или же могут сверху накладывать бандаж.

Лобовые части обмотки якоря крепят к обмоткодержателям с помощью бандажа.

1.5 Конструкция коллектора ДПТ

Коллектор - это механический преобразователь рода тока. Он является одним из основных конструктивных элементов коллекторных электрических машин постоянного тока а именно их якоря, собственно отсюда и приставка в названии - слово коллекторные.

Коллектор состоит из набора медных пластин коллектора между которыми располагают миканитовые изоляционные прокладки.

Этот набор миканитовых изоляционных прокладок (предохраняют от замыкания медных коллекторных пластин друг на друга и от замыкания на вал якоря) и медных пластин коллектора собирают таким образом, что коллектор приобретает цилиндрическую форму.

 Рис. 2 Коллектор электрической машины (фото из просторов интернета)
Рис. 2 Коллектор электрической машины (фото из просторов интернета)

Существует 2 вида коллекторов, которые подразделяются в зависимости от того каким образом удерживаются коллекторные пластины:

1) коллектор со стальными конусными шайбами;

2) коллектор на пластмассе.

 Рис. 3 Наглядное изображение нижней части коллектора, со стальными конусными шайбами (фото из просторов интернета). 1 - корпус; 2 - болт; 3 - нажимное кольцо; 4 - миканитовая прокладка; 5 - петушок; 6 - знаменитый коллекторный "Ласточкин хвост"; 7 - медные пластины коллектора.
Рис. 3 Наглядное изображение нижней части коллектора, со стальными конусными шайбами (фото из просторов интернета). 1 - корпус; 2 - болт; 3 - нажимное кольцо; 4 - миканитовая прокладка; 5 - петушок; 6 - знаменитый коллекторный "Ласточкин хвост"; 7 - медные пластины коллектора.

Для начала рассмотрим конструкцию коллектора со стальными конусными шайбами.

Нижняя часть коллекторных пластин называется "Ласточкин хвост" из-за ее формы очень похожей на хвост этой птицы.

Эта часть пластин удерживается стальными конусными шайбами которые изолируются от медных пластин коллектора миканитовыми манжетами.

Стальные шайбы в свою очередь удерживаются болтами.

Во время работы ДПТ медная поверхность коллекторных пластин постепенно истирается щетками и для того, чтобы поверхность миканитовых изоляционных прокладок не стала выступать над поверхностью медных пластин коллектора, что приведет к вибрации щеток и соответственно к нарушению режима работы ДПТ - между медными пластинами коллектора фрезеруют пазы глубиной до 1,5 мм.

Верхняя часть коллекторных пластин, называется петушком, там расположен круглый продольный паз, куда укладывают проводники обмотки якоря и припаивают.

В коллекторных МПТ мощностью до 1 кВт, могут применяться коллекторы на пластмассе.

 Рис. 4 Коллектор на пластмассе (слева). Где: 1 - пластины коллектора; 2 - пластмасса; 3 - стальные армирующие кольца; 4 - стальная втулка. Щеткодержатель (справа). Где: 1 - курок; 2 - пружина; 3 - электрическая щетка; 4 - обойма; 5 - зажим; 6 - гибкий тросик.
Рис. 4 Коллектор на пластмассе (слева). Где: 1 - пластины коллектора; 2 - пластмасса; 3 - стальные армирующие кольца; 4 - стальная втулка. Щеткодержатель (справа). Где: 1 - курок; 2 - пружина; 3 - электрическая щетка; 4 - обойма; 5 - зажим; 6 - гибкий тросик.

Для удержания медных и миканитовых пластин в коллекторах на пластмассе применяется пластмасса, запресованная в пространство между пластинами коллектора и стальной втулкой, образовывая таким образом корпус коллектора.

С целью повышения механической прочности пластмассы ее могут армировать стальными кольцами.

В этом случае размер миканитовых изоляционных прокладок должен превышать размер медных коллекторных пластин во избежание замыкания стальных армировочных колец на медные пластины коллектора.

Для электрического контакта с коллектором прменяются электрические щетки, помещенные в обоймы щеткодержателя.

Сам щеткодержатель крепится на пальце МПТ с помощью зажима. Наглядно конструкция щеткодержателя представлена на рисунке 4 (справа).

Каждая электрическая щетка включается в электрическую цепь МПТ с помощью гибкого тросика.

Щеткодержатели одной полярности соединяются между собой сборными шинами. Сборные шины в свою очередь подключаются к выводам МПТ.

Одним из основных условий надежной и бесперебойной работы МПТ является наличие надежного и достаточно плотного контакта между электрической щеткой и коллектором.

Давление щетки на коллектор должно быть очень тщательно и надежно отрегулировано, поскольку слабый контакт приведет к искрению на коллекторе, а слишком сильный к быстрому износу электрической щетки и перегреву коллектора.

Для регулировки этого давления щеткодержатели снабжаются курком который передает давление на пружину, а пружина передает давление курка на электрическую щетку.

Спереди и сзади станина ДПТ закрывается подшипниковыми щитами - передний и задний подшипниковые щиты.

В центре щитов имеется расточка под подшипники куда соответственно укладываются подшипники.

Передний подшипниковый щит может иметь смотровое окошко или люк. Благодаря которым можно осмотреть работу коллекторно - щеточного узла не прибегая к разборке ДПТ.

Концы обмоток выводятся на зажимы коробки выводов (клеммная коробка).

Для охлаждения нагревающихся частей ДПТ (обмотки, сердечники, коллектор) ДПТ снабжается вентилятором для самовентиляции ДПТ (см. рис. 1). Воздух в вентилятор заходит как правило со стороны коллектора омывает нагревающиеся в процессе работы ДПТ части и выбрасывается с противоположной стороны через решетку.

Как уже было сказано одним из основных элементов ДПТ является его коллекторно - щеточный узел - механический преобразователь рода тока.

Именно из-за наличия коллекторно - щеточного узла коллекторные ДПТ являются по сравнению с двигателями переменного тока более дорогими, более сложными по конструкции и менее надежными.

Из-за чего они значительно сдали свои позиции двигателям переменного тока.

Авто
5,66 млн интересуются