Найти тему
АРТиШОК

Как играючи ознакомиться с материалом, погрузиться и начать открывать его смысл. (текст, изображение)

Второй этап — обживание (беглое, поверхностное ознакомление, привыкание к объёму, узнавание и соединение материала с реальностью вокруг себя и с собой).

Это этап необходим для избавления от предрассудков и фильтров, которые мешают нам «Видеть своими глазами, то что  лежит перед нами» (Иоганн Вольфганг Гёте) Чтобы очистить взгляд от каких-либо уже сложившихся представлений.

К примеру дети смотрят на незнакомый текст. Они видят, что читать много, что может быть скучно или непонятно. Или наоборот, уже знакомый текст, уже знают, что там и перечитывать совсем не хочется, не хочется разбирать его и пересказывать то что не интересует.

В случае с картинами может случиться так: Идёт экскурсия, гид что-то рассказывает, то что раньше кто-то осознал, прожил и изобразил.
«Посмотрите туда, посмотрите сюда, это значит то, а это это…»
Ни уму ни сердцу. Никакого сроднения, скука и формальность.

А бывает и наоборот. Когда много слышал о картине разных суждений и уже сложилость определённое отношение, а начинаешь герменевтический разбор, и проявляется совсем другое, скорее противоположное, как у нас получилось с картиной Густава Климта «Поцелуй» (можно почитать здесь).

Предрассудки как фильтры предпонимания

Непременной экспозицией любой герменевтической процедуры является предрассудки понимающего субъекта, закреплённые в его личном опыте, который в данном случае можно свести к набору базовых мировоззренческих установок и моделей поведения и психоэмоциональных реакций. Как правило, они не рефлексируются и не осознаются, именно поэтому термин “предрассудки”, если брать его без специфических отрицательных коннотаций, в нейтральном аспекте, представляется довольно точно передающим суть предварительного этапа понимания. Этот набор предрассудков есть у каждого человека и служит своеобразным фильтром и читательским контекстом, через который проходит текст при прочтении. В качестве примера можно привести различные морально-этические установки (“воровать плохо”, “любовь — светлое чувство”), представления об авторе текста(“Пушкин — гений”) или о жанре (“в романе должна быть любовная линия”), представления о реакции людей (“когда грустно — плачут”), а также о значении конкретных слов и языковых идиом…
Д.С.Ягудина. Объяснение и понимание в герменевтической процедуре

Примеры заданий для беглого ознакомления для разных ситуаций:

  1. Погружение. Что есть в изображении или другом источнике информации тоже, что есть вокруг нас? То есть буквально. То что фактически мы видим своими глазами. (см. игровой приём ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА)
  2. Наугад. Сколько на ваш взгляд (на глазок, не считая) в этом тексте (отрывке, странице, статье, параграфе) абзацев, предложений, согласных, прилагательных и т.д.
  3. Сколько. Посчитать сколько слов в самом длинном предложении, сколько букв в самом длинном слове, сколько глаголов, сколько предложений в самом длинном абзаце, сколько слов начинается на гласную и т.д.. Ответом на это задание является — число. Числа у участников или разных команд могут получиться разные. Желательно их выписывать на доску для сравнения.
  4. Поиск. . на С
  5. Что не тонет
  6. Чего здесь три
  7. Сколько прямых углов

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Уже на этом этапе, любой текст и любая картина впустят в себя и станут знакомым. Это значит, что избавление от "предрассудков" произошло, фильтры стёрты и можно переходить к следующим этапам герменевтических процедур.