Найти тему
Любитель балета

Забытые хореографические миниатюры Л. Якобсона. Постскриптум

Оглавление

Читатели мои, я нашла кое-что про те номера, которые днем с огнем ищут. В своей серии очерков о спектакле «Хореографические миниатюры» (1959) Леонида Якобсона (1904–1975) я вовсе не планировала 7-й серии и в 6-й поставила точку. Но на то он и постскриптум, что неожидан по определению.

А этот ленинградский спектакль был неожидан для своего времени: времени многоактных высокоидейных хореодрам, когда даже одноактный балет был непривычен. И вдруг спектакль, состоящий из миниатюр. Остряки тех времен даже говорили, что они, мол, понадобились для выездных спектаклей и концертов в дома культуры Ленинграда. Нет! Это была любимая форма балетмейстера театра Леонида Вениаминовича Якобсона. И одна из его настоящих удач. «Хореографические миниатюры» пользовались успехом у публики, с января 1959 г. прошли 73 раза, был снят и одноименный фильм-балет… Но вошли в фильм не все миниатюры, а для современности это почти единственный аудиовизуальный источник.

Когда я начала писать об этих миниатюрах (в конце будут ссылки на все), постоянный читатель написал мне: когда же, наконец, мы их сосчитаем. Около 20, а точно? И каков полный список? А почему тов. Ванслов в энциклопедии «Балет» поставил после некоторого списка «и др.»? Мне тут попалось несколько новых источников, и, сравнив их, отвечу: я его понимаю. «Хореографические миниатюры» не были константой, то есть постоянной величиной: при сохраняющейся основе на разных представлениях состав немного менялся, в пределах одного-двух номеров, которые то есть, то нет, а потом появилось немного новых.

В 1960 г. театр им. Кирова издал брошюру про «Хореографические миниатюры» (из своей серии книжек про новые постановки).

Обложка, копия автора.
Обложка, копия автора.

И я, про целых 4 миниатюры не знавшая ничего кроме выходных данных (название, музыка, исполнители) жадно впилась в новый источник глазами. Запечатлен сюжет каждой миниатюры (21, нет номера «Встреча»). Ну, начнем, наконец, о не сохранившихся и будем включать воображение.

«ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЬ» на музыку М. Равеля («Печальные птицы» из цикла «Отражения»). Исполняла Нинель Петрова

Я думаю, тексты написал сам Якобсон. Сюжет:

Лунная ночь. Тишина. По водной глади медленно плы­вет прекрасный лебедь. Сколько печали в его величавых, плавных движениях!
Пришла пора его последней песни. Птица гордо и спо­койно расстается с жизнью, как бы растворяясь в при­роде.

Ох, ничего себе! И у него был «Умирающий лебедь»! Якобсон был последователем М. Фокина. Да, птицы – популярные существа в балетах. Спектакль открывал его номер «Птица и охотник» (о ней здесь), в котором критики видели немного и от дуэта Жар-птицы и Иван-царевича из балета Фокина «Жар-птица», и от «Умирающего лебедя». Впрочем, сам Фокин своего лебедя, видимо, «не убивал» – номер Анны Павловой поначалу назывался просто «Лебедь». И умирающий лебедь был и у Якобсона. Трагедии нет, есть предопределенность. Его лебедь спокойно пел предсмертную песнь и растворялся в природе. Пантеизм… Виллиса-Жизель в старых редакциях балета «Жизель» тоже растворялась в природе (сейчас тоже один такой финал есть). И «Снегурочка» Якобсона (но это более ожидаемо).

Эту же музыку использовал К. Я. Голейзовский, создав практически одноименную (с музыкой) миниатюру «Печальная птица» (есть запись с Еленой Рябинкиной).

И нет даже фотографии от номера Якобсона... Но к следующим номерам будут.

«АЛЬБОРАДА» на музыку М. Равеля (одноименная пьеса из цикла «Отражения»)

Якобсон в этом номере шел немножко от музыки, а немного и от своей фантазии. Альборадой называют в Испании музыкальное произведение на тему раннего утра, восхода солнца, рассвета (alba – утренняя заря). Альба была жанром поэзии трубадуров во Франции. Но тут немного не то. Полное название (в русском переводе) шутливой пьесы Равеля – «Утренняя серенада шута». А сюжет миниатюры Якобсона таков:

Площадь испанского городка. Весело прогуливается беззаботный юноша. Вот он увидел молодую испанку и начинает ухаживать за ней. Но проходящий мимо юный испанец вступает с ним в соперничество. Девушка шутит, заигрывает с обоими.
Появляется третий юноша. Он присоединяется к веселой компании, и все трое наперебой ухаживают за де­вушкой. А она над ними смеется, подзадоривая то одного, то другого.
Но вот вышел еще один испанец. Внимание девушки обращено на него. Незадачливые ухажеры возмущены, они задирают красавца, оттесняют от девушки. Но она видит только его. Понимая свою неудачу, кавалеры ухо­дят, а юноша увлекает за собой девушку.

В общем, на выходе имеем жанровую сценку, и восход солнца тут не при чем. Солисткой этого номера была характерная танцовщица Ирина Генслер, имен ее четырех партнеров я нигде не находила.

Ирина Генслер в миниатюре "Альборада". Фото: Яндекс-картинки
Ирина Генслер в миниатюре "Альборада". Фото: Яндекс-картинки

Этот номер впервые был поставлен в 1946 г., и солировала в нем тогда Наталия Дудинская.

«ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» (или просто «Прометей») на музыку В. Цытовича

К скале цепями прикован Прометей. Рядом с ним зор­кий страж — Орел. Когда он улетает, Прометей пытается порвать цепи.
Внезапно возвращается Орел. Начинается грозная схватка. Каждым взмахом крыла Орел повергает Проме­тея наземь. Но Прометей не покоряется, борется упорно, напрягая все силы. Орел сверху бросается на него, бьет крылами, клюет.

А вот этот номер я бы очень хотела посмотреть. Античный миф стал сюжетом миниатюры. Не впечатляет ли только фотография, а?

Аскольд Макаров - Прометей и Алла Осипенко - Орел в миниатюре "Прикованный Прометей". Копия фото - автора.
Аскольд Макаров - Прометей и Алла Осипенко - Орел в миниатюре "Прикованный Прометей". Копия фото - автора.

И на финал оставлю номер с нашей недавней именинницей, прекрасной Ириной Колпаковой и ее супругом Владиленом Семеновым. Это

«МЕЧТА» на музыку Ф. Листа («Забытый вальс»)

Ирина Колпакова и Владилен Семенов в миниатюре "Мечта". Фото: Яндекс-картинки
Ирина Колпакова и Владилен Семенов в миниатюре "Мечта". Фото: Яндекс-картинки

Честно говоря, моя фантазия, глядя на эту фотографию, воображала немного иной сюжет. А он на самом деле такой:

Юноша-поэт мечтает о любви. Перед взором его мель­кает девушка. Она скользит, почти не касаясь пола, по­является то тут, то там. Юноша хочет остановить ее. На­конец он поймал руку девушки, прижал к груди... Но все это только мечта. Девушки нет рядом с ним. В волнении юноша ищет ее, и она снова и снова возни­кает в его воображении.

Номер с отголосками эпохи романтизма. Почти Джеймс и Сильфида )) Но сильфида юноши-поэта по счастью от поимки не пострадала – она же МЕЧТА, настоящая.

А на что я подумала? А я подумала на что-то вроде сюжета такого ну нетипичного Достоевского, и все же это Федор Михайлович – «Белые ночи». Четыре белые ночи прогулок случайно познакомившихся молодых людей… но она возвращается к своему жениху, примирившись после размолвки. Наш герой остается не у дел, как всегда один, и ему остается только мечтать. Как его имя? А это неважно – его зовут Мечтатель. Он вспоминал бы в подобном номере свою почти сбывшуюся – и все же несбывшуюся Мечту...

-------------------------------------------------------

На сегодня это всё, спасибо за внимание!

См. также: Навигатор серий о хореографических миниатюрах Якобсона:

1-я: «Снегурочка», «Птица и охотник»

2-я: «Подхалим», «Полишинель», «Кумушки»

3-я: «Тройка», «Конькобежцы», «Бродяжки»

4-я: «Триптих на темы Родена» («Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол»)

5-я: «Мать», «Сильнее смерти», «Слепая», «Встреча»

6-я: «Размышление», «Влюбленные», «Венский вальс», «Полетный вальс».