Найти тему
Салават Вахитов

Кульмяк, штаны и сарыки... Откровенно об одежде башкирских женщин

"Некрасиво, если замужняя женщина показывает свои ноги, их может видеть только муж".

23 мая 2021 года в г. Бирске состоялся V фестиваль исторической реконструкции «Река времени: от Средневековья до Второй мировой". Татьяна Набиева, представительница Илишевского района, вела репортаж с мероприятия и предложила интервью с участницей действа Тансылу Рахматуллиной для моего канала.

- Я родом из села Юнны Илишевского района, - сказала Тансылу. - Сейчас я занимаюсь реконструкцией башкирского костюма и представляю костюм замужней женщины XVII века северного района Башкирии.

На мне вы видите платье (кульмяк). Оно было недлинным, чуть ниже колена, чтобы не мешало во время скачек на лошадях: мало ли что, вдруг появится враг и мужа надо будет предупредить. Естественно, носили штаны. Было бы некрасиво, если б замужняя женщина показывала свои ноги, их мог видеть только муж.

Из обуви на мне сарыки. Это длинная обувь, которая частично состоит из кожи, частично - из сукна или войлока. Удобство было в том, что использовалась натуральная кожа. А если верхняя часть приходила в негодность, её можно было отпороть и заменить.

В качестве украшений использовались драгоценные и поделочные камни и монеты, ценность их зависела от состоятельности мужа. Вместо того чтобы купить себе очередную лошадь, барана, он покупал жене ткани, бусины или монеты. В монетах высверливались отверстия, чтобы их можно было крепить.

Если муж был небогатым, девушки обходились вышивками. Эти вышивки были не только для красоты, но и выступали в качестве оберегов. Каждый символ что-то обозначал.

Наплечники и нагрудники женской одежды многофункциональны. Представьте, что вы пошли на рынок, а денег не хватило. Тогда можно было оторвать монету от нагрудника и расплатиться ею. То, что она была с отверстием, в то время не имело никакого значения. А потом уже женщина выпрашивала у мужа новые монеты и пришивала их заново.

-2

Реконструкцией мы занимаемся уже лет пять, начинали здесь, в Бирске. В промежутках между фестивалями устраиваем бесплатные поездки по разным регионам. Частенько бываем и в Верхнем Яркеево, вместе с нами приезжал и представитель из Уфы - башкирский кочевник Юлай Гатауллин.

Мы будем рады, если на фестиваль приедут ещё представители Илишевского района. Людям хочется знать, как жили их предки, и здесь это можно увидеть вживую. Каждый раз мы пытаемся привносить в фестиваль что-то новое, и в следующем году программа будет разнообразнее.

Особенно интересно у нас детям, которые наглядно могут представит нашу историю. Фестиваль включает смотр-конкурс военно-полевых лагерей различных эпох и реконструкции военных действий, в которых принимали участие жители Башкортостана. Мальчишки и девчонки в один и тот же день могут увидеть и стрелецкое войско XVII в., и русскую армию 1812 г., и Красную армию. Думаю. это прекрасно, если дети будут понимать, как раньше жили люди.