Оскар / Oscar. Франция, 1967. Режиссер Эдуар Молинаро. Сценаристы: Луи де Фюнес, Жан Ален, Эдуар Молинаро (по одноименной пьесы Клода Манье). Актеры: Луи де Фюнес, Клод Риш, Агата Натансон, Клод Жансак, Сильвия Сорель и др. Прокат в СССР – 1968. 27,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В этой забавной экранизации пьесы Клода Манье Эдуар Молинаро (1928-2013) в полной мере использовал комедийной дар Луи де Фюнеса (1914-1983).
Зрители в кинотеатрах хохотали вовсю, но суровые советские кинокритики упрекали режиссера, что «в кинофильме «Оскар» - в произведении банальном и невысокого вкуса – он окружает своего фабриканта какими-то яйцевидными креслами, фантастическими торшерами, набивает дом керамикой, абстрактными конструкциями, решеточками, аквариумами и вольерой с фазанами. … Снимаясь так много и так часто Луи де Фюнес, естественно, почти не развивает свой уже сложившийся образ» (Лищинский, 1972: 18-19). Лищинский И. Путь находок, путь потерь // Советский экран. 1972. № 1. С. 18-19.
Киновед Марк Кушниров, правда, похвалил Луи де Фюнеса за комедийный талант, но тоже упрекнул авторов фильма, так как «с первых же кадров ясно, что нам подсунули не комедию, а в лучшем случае клоунаду. Всё дело, по сути, сводится к пустой и шумной кувыр-коллегии, неразберехе и беготне. Зритель механически улыбается и смеется, сознавая, что глупо в данном случае сетовать на отсутствие жизненной убедительности. Даже деньги не способны раздразнить воображение – разве что самое примитивное» (Кушниров, 1969: 153). Кушниров М. «Оскар» // Искусство кино. 1969. № 1. С. 152-153.
А вот зрители продолжают восхищаться этой смешной и темпераментной комедией:
«Я обожаю этот фильм! Легкий, остроумный, с великолепными диалогами, очень изящная и очень французская комедия. И де Фюнес с его невероятной энергетикой и блестящей, отточенной эксцентрикой играет необыкновенно хорошо и точно. Классика жанра, что и говорить!» (Валерия М.).
«Этот фильм - настоящий бенефис Луи де Фюнеса. В самом хорошем смысле этого слова. Его игра просто искромётна, другого слова я и не подберу. Я люблю все фильмы с участием этого актёра, но, по-моему, в "Оскаре" он выложился на все 200 процентов. Бесподобно! Американский ремейк и рядом не стоял» (Игорь).
«Фильм можно отнести и к жанру "комедии ошибок". Действие происходит в одном помещении. Для фильма, особенно комедийного, такая постановка - тяжелая задача. Собственно, снимать-то легко технически, но добиться результата тяжело. Кинозрителя утомляет замкнутость экранного пространства. Но коллектив справился, фильм получился интригующим и смешным» (Юрий).
Александр Федоров, 2021