Найти тему
Мир своими глазами

Топ 5 мест для посещения в Осетии

Осетия – поистине уникальный регион, в первую очередь, вследствие своих культурно-исторических и этнографических особенностей: это – выживший вопреки всем ударам судьбы реликтовый осколок скифо-сарматского мира и островок христианства на Северном Кавказе. Однако он не менее интересен и своими природными и архитектурными достопримечательностями, способными удивить даже весьма искушённых путешественников. При этом до недавнего времени красоты и древности Осетии, по непонятным причинам обойдённые вниманием ЮНЕСКО, оставались малоизвестными и начали активно посещаться только сейчас. В этой статье мы расскажем о 5 наиболее ярких местах Северной и Южной Осетии, которые считаем обязательными к посещению.

1. Даргавс или «Город мёртвых»

Даргавский склеповый могильник XIV-XVIII вв., также называемый «Городом мёртвых» и находящийся в Даргавском ущелье в Пригородном районе Северной Осетии, является, пожалуй, самой известной достопримечательностью республики и одной из её визитных карточек.

По причине нехватки земли, склеповые захоронения широко практиковались многими народами Северного Кавказа. Отдельные склепы и их небольшие комплексы встречаются здесь повсеместно, а во многих республиках имеются свои «города мёртвых» - крупные склеповые могильники, например, Эль-Тюбю в Кабардино-Балкарии, Цой-Педе в Чечне или Эгикальский склеповый могильник в Ингушетии. Однако Даргавсский комплекс, включающий 97 усыпальниц различных типов, превосходит каждый из них и является крупнейшим на Северном Кавказе.

Самые ранние из склепов Даргавса датируются XIV в., однако наибольшее число захоронений относится к XVIII в., когда в Осетии свирепствовала эпидемия чумы, сократившая численность местного населения с 200 до 16 тысяч. Последние же захоронения были сделаны в первой половине XIX в., когда горцы начали активно переселятся на равнину, почти забросив окрестные селения. Склепы Даргавса наземного и полуназемного типа и состоят из одного или двух этажей. Все они снабжены окошками, через которые тела помещались в склеп – теперь через них можно заглянуть внутрь и увидеть кости и остатки одежды или саванов. Примечательно, что многие тела были похоронены в погребальных лодках, хотя создатели могильника никогда не видели моря и не пользовались плавсредствами – настолько глубоко в человеческой культуре был укоренён древний образ реки, отделяющей мир загробный мир от мира живых.

2. Дзивгисская скальная крепость

-2

Дзивгисская скально-пещерная крепость предположительно XIII в., расположенная в Куртатинском ущелье в Алагирском районе Северной Осетии, является ещё одной из популярнейших достопримечательностей региона, которую обычно не обходит ни одна экскурсия.

Уникальность данного сооружения в том, что в качестве основных внутренних помещений в нём используются естественные пещеры в крутой скале, к которым были пристроены крепостные стены. Точная дата постройки крепости неизвестна, однако есть свидетельства о том, что в XIII в. она уже существовала, а в начале XVII в. по легенде предотвратила вторжение в Куртатинское ущелье грозного персидского шаха Аббаса I Великого. Дзивгисская крепость не является единственной скальной крепостью в Осетии – помимо неё существуют ещё, как минимум, две: Нузальская и Урсдонская. Однако первая из них, нависшая на совершенно отвесной скале над трассой Транскам рядом с селением Нузал, доступна только при наличии альпинистского снаряжения и должной подготовки, а подъём на вторую проходит по крутой тропе и занимает не менее часа. Основная же часть Дзивгисской крепости может быть легко посещена всеми желающими (впрочем, выше неё располагается ещё несколько скально-пещерных сооружений, путь к которым, как и в Нузале, отсутствует). Под крепостью располагается весьма почитаемое святилище осетинского святого Уастырджи, который после принятия христианства ассоциируется со святым Георгием. В этом святилище хранятся две надочажные цепи, согласно преданию, спущенные на землю с небес. Однако вход в Дзивгисское святилище, как и во все святилища Уастырджи, разрешён только мужчинам.

3. Мидаграбинские водопады

В верховьях Гизельдонского ущелья, недалеко от селения Джимара в Пригородном районе Северной Осетии располагается комплекс примерно из 50 пульсирующих водопадов, дающих начало реки Мидаграбиндон. В их число входит и Большой Зейгаланский водопад (или просто Большой Зейгалан), высота которого в 2016 году достигала 648 м и который может считаться самым высоким водопадом в Европе, а возможно, и в России. Однако данные водопады, питающиеся от находящихся на высоте около 4000 м ледников, являются пульсирующими или сезонными: в зимнее время, когда таяние ледников прекращается, они исчезают и на скалах остаются лишь следы наледи. Поздней весной водопады понемногу «просыпаются», а пик их «работы» приходится на июль и август – в это время грохот Большого Зейгалана, увлекающего с собой огромные каменные глыбы, подобен пушечным выстрелам, а подходить к нему слишком близко опасно. По причине своей сезонности Мидаграбинские водопады, которые, кстати, были открыты лишь в начале ХХ в., обычно не числятся в «официальных» списках. К тому же данные об их высоте недостаточно точны. Поэтому звание самого высокого водопада в Европе и России за Большим Зейгаланом признают далеко не все – обычно в качестве таковых называются соответственно Виннуфоссен в Норвегии и Тальниковый в Красноярском крае. Впрочем, мощи и красоты Большого Зейгалана (а равно и «спутников», например, Малого Зейгалана) это отнюдь не умаляет.

4. Тирский монастырь и Ачабетская крепость

-4

Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь XII-XIII вв., находящийся около села Монастери в Цхинвальском районе Южной Осетии в 9 км от самого Цхинвала, по-видимому, является наиболее старым и хорошо сохранившимся монастырём на территории обеих Осетий (в Северной Осетии от древнего христианского зодчества уцелели лишь небольшие часовни, а на территории Южной Осетии в женском монастыре Ларгвиси сохранившиеся постройки относятся к XVIII в., остальные же бывшие монастыри ныне представлены лишь отдельными храмами).

Монастырь располагается на уступе лесистой горы, упираясь в неё своим северным фасадом, и органично вписывается в её пейзаж. Часть монашеских келий вырублена в скале, возможно, с использованием естественных пещер. Первые монахи, предположительно, жили здесь в пещерах ещё в VI в.. В XII в. был построен основной храм, а в XIV - колокольня. Внутри храма сохранились средневековые фрески и надписи на грузинском языке. Здесь был похоронен сын грузинского царя Вахтанга VI Ростом. В настоящее время монастырь, который был преобразован в приходскую церковь ещё в 1811 году, а после войны 2008 года потерял значительную часть прихожан-грузин, не населён монахами, а службы здесь проводятся редко. Однако постоянное наличие зажжённых свечей свидетельствует о том, что он почитается и регулярно посещается осетинами. Правда, практически никто, кроме местных жителей, ничего о нём не слышал, что делает его редкой и малоизвестной достопримечательностью.

Прямо на грунтовой дороге к монастырю располагается огромная частично руинированная Ачабетская (Ацабетская) крепость. Первое упоминание о ней относится к XVI в., однако уже одного взгляда на неё достаточно, чтобы понять, что она состоит из двух частей, построенных в разное время, одна из которых, представляет собой настоящий замок с донжоном. История крепости практически неизвестна – есть лишь свидетельства, что в 1744 году под её стенами грузинский царь Ираклий II разбил войско князя Гиви Амилахвари, а лезгины во время одного из своих набегов взяли её и засели в ней. Крепость является благодатным местом для детей и взрослых, любящих полазить.

5. Селение Галиат

-5

Ныне почти не населённое село Галиат затеряно в самой глубине Дигорского ущелья на высоте в 2000 м в Ирафском районе Северной Осетии. Помимо невероятно величественных (даже по меркам Осетии) горных пейзажей, окружающих это место и всю дорогу к нему, селение известно своей архитектурой: дома здесь строились ярусами и крыша одного служила полом для другого. Таким образом большое количество строений составляли единые комплексы. В настоящее время почти все постройки в той или иной степени руинированы, однако новодела здесь также очень мало. За свою уникальную архитектуру Галиат называют «Российским Мачу-Пикчу».

Судя по данным раскопок, люди жили здесь ещё 5500 лет назад, а предки осетин аланы поселились здесь не позднее V в. н.э.. В Средние века располагавшийся на Великом шёлковом пути Галиат был богатым и процветающим селением. Есть свидетельства, что здесь даже имелся водопровод! Однако к настоящему времени почти все местные жители переселились в менее труднодоступные места и населёнными остались лишь несколько дворов. Кстати, в Галиате наряду с двумя соседними селениями, в отличие от всего остального Дигорского ущелья, жили и живут не дигорцы (особая этнографическая группа осетин, сильно отличающаяся от всех остальных), а иронцы (население остальных ущелий и долин Северной Осетии), проникшие сюда через перевал со стороны Алагира.

Помимо старинной архитектуры и красивых видов, в Галиате можно увидеть местное святилище, древние петроглифы, склеповые могильники и ведущее замкнутый образ жизни, но весьма гостеприимное местное население, у которого можно приобрести домашний сыр.

Мы отправимся туда уже этим летом, вы можете присоединиться к нашему туру ;)