Если бы можно было перенестись на 1 200 лет назад и посмотреть, что происходило в это время на территории Восточно-Европейской равнины, то некоторые события нас бы здорово удивили.
Огни больших пожаров
Во-первых, мы увидели бы, как на огромной территории от Минской, Могилёвской, Витебской и Смоленской до Брянской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской областей и Подмосковья происходит бурная славянская колонизация.
Во-вторых, мы задохнлиусь бы от дыма пожарищ, горевших во многих местах. И это, пожалуй, самая любопытная деталь. Ещё в середине 1950-х годов археологи, копавшие в верховьях Днепра поселения тушемлинских балтов, столкнулись с шокирующим фактом. В культурном слое 6-7 веков они обнаружили многочисленные тверди, уничтоженные в огне мощных пожаров. Это касалось не только городищ: огонь истребил и земледельческие поселки балтов.
Открытие взбудоражило археологические круги, но сюрпризы на этом не кончились. Дальнейшие исследования показали, что в конце 7-8 веках восточные балты подверглись еще одной крупной атаке. В этот период они повсеместно возводили крепости-убежища, которые к концу 9 века полностью превратились в головёшки.
Великое переселение славян
Кто мог напасть на коренных жителей Восточно-Европейской равнины 6-9 веков, каковыми были тогда восточные балты? На это были способны только люди более сильные, более организованные, хорошо вооружённые и крайне озабоченные поиском новых мест обитания. В те времена в Заднепровье на эту роль могли претендовать только славяне, находившиеся в состоянии переселенческого синдрома.
В своё время историк и археолог М.И. Артамонов прямо указывал, что "главным фактором в расселении [славян] было завоевание":
"Движение переселенцев ... происходило по рекам... Следует сказать, что славянская колонизация (завоевания) ничем не отличалась от других того же рода явлений мировой истории. Славяне захватывали лучшие земли, при этом нередко уничтожая местное население".
Славяне совершали свою экспансию и жгли балтские тверди не из спортивного интереса. Их гнали на восток могущественные враги тюркского племени (мадьяры, печенеги, половцы: с другой стороны, переселение подталкивалось бурным демографическим ростом славянских общин.
Артамонов дал блестящее описание славянской экспансии. "Первыми в чужую среду проникали группы промысловиков пушнины и торговцы, которые, ... не довольствуясь мирными способами обогащения и встречая противодействие, силой облагали местное население более или менее обременительной и регулярной данью".
Их отряды формировались из сельских добровольцев. "Такие славянские дружины, обосновываясь в завоеванных областях, жили за счет подчиненного ими местного населения, не порывая, однако, связей с землями, из которых ушли". Вслед за ними прибывали всё новые и новые партии колонистов. Усилившись, славяне атаковали туземцев - в эти моменты и начинали ярко пылать балтские городища.
Заключение
Как видим, древнерусская история началась с большой продолжительной войны, которую славяне-колонисты учинили восточным балтам. С точки зрения истории, в этом смысле не произошло ничего необычного: большинство современных народов именно этим методом получило территории, на которых ныне обитает.
К чести славян нужно сказать, что в некоторых случаях они "мирно соседствовали с покоренными и вступали с ними в те или иные формы постоянных контактов". Они сближались и смешивались и, конечном итоге, ассимилировали друг друга. Славянские этнические признаки при этом явно преобладали.
Однако (ещё раз процитирую М.И. Артамонова) "у возникших в процессе смешивания поколений сохранились и некоторые черты "туземного" происхождения, составившие тот субстрат, который определил возникновение в дальнейшем белорусского и великорусского народов с их локальными подразделениями. В одном случае таким субстратом был балтский, в другом - финно-угорский".
По поводу статьи и её содержания можно обмениваться мнениями в комментариях. Также сообщаю, что автор любит, когда его работу поддерживают лайками