Подвижной состав автобусов, работавших на тульских городских маршрутах, был к распаду Советского Союза вполне стандартным. В ПАТП-3 перевозили туляков автобусы моделей ЛиАЗ-677 и ЛиАЗ-677М. В автоколонне 1809 также было немного ЛиАЗов, но основу составляли венгерские «Икарусы», одиночные 260 и сочлененные 280, последние были как с ширмовыми, так и планетарными дверьми. На пригородные маршрутs выходили двухдверные автобусы «Икарус-260.27», дело в том, что часть из этих маршрутов совсем скоро станет городскими. Были у автоколонны 1809 и автобусы ЛАЗ-4202, однако факт их выхода непосредственно на городские маршруты был зафиксирован уже после распада СССР. Кстати, автоколонна 1809 была первым предприятием, которое в Тульской области ввело в эксплуатацию автобусы модели ЛиАЗ-5256. Первые десять машин, включая модификацию 5256.00, поступили в Тулу в 1990 году, получены они были вне фондов, тем более закупки венгерских машин стали сокращаться.
Все изменилось с распадом СЭВ и СССР. Прежние варианты поставок ушли в прошлое, за новые «Икарусы» просили валюту. Стали появляться новые модели и производители, кроме того в Россию хлынул поток подержанных автобусов из Европы. В итоге автобусный парк в основном стал пополняться подержанной техникой из Германии и Франции. Но были и исключения, в середине 90-х годов автоколонна 1809 приобретала и штучное количество новых отечественных машин – ЛиАЗ-5256 и даже в 1994 году поступили последние две единицы новых ЛиАЗ-677М.
И вот в один из дней, если память не изменяет, 1996 года, ехал на трамвае с остановки Мосина или через остановку Мосина в сторону центра и заметил автобус непривычного внешнего вида. Его внешний вид мне показался не то, что необычным, а странным, исходя из моего восприятия он казался неким броневиком с дверьми и окнами, настолько неприглядные были его формы и топорный дизайн. Автобус был покрашен в один цвет – песочный. По моему, он работал в тот день на 22 маршруте, позднее заметил еще одну машину. Впоследствии неоднократно мне встречались, в Заречье, центре и т.п. Работали вначале на периферийных маршрутах и даже пригороде. Одна машина имела бортовой номер 191 (заводской 22), вторая 197 (заводской 23).
Очень хотелось прокатиться на этом автобусе и как минимум раз удалось. Я подловил его на 22 маршруте и на нем доехал домой. Внутреннее убранство было не менее аскетичным, чем внешний вид. Собственно автобус был неказистый из-за того, что стояла задача создать недорогую машины, полностью из российских комплектующих. Томить дальше не буду это были автобусы модели Альтерна-4216.
К 2005 году обе машины были уже списаны. Фотографий данных автобусов на маршрутах города не сохранилось, имеется лишь снимок полуразобранного автобуса на территории прежней автоколонны 1809.
Помимо двух автобусов Альтерна-4216, принадлежащих автоколонне 1809, в Туле было еще два автобуса с гос. номерами к910аа71 и к909аа71. Оба этих автобуса принадлежали АК «Тулачермет» и работали на развозке. Автобус с гос. номером к910аа71 мне удалось как-то заснять на пленку и это ныне чуть ли не единственный снимок комплектной тульской Альтерны в городе.
На этом все, но, полагаю, о проекте Альтерна стоит подробно рассказать со временем отдельно.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора и Эдуарда Грачева.
Другие материалы канала о транспорте Тулы:
Общественный транспорт Тулы в 2020 году
Самый большой номер трамвайного маршрута в истории Тулы