Я очень люблю ругать наши детские сады. Притом, что сама работаю в пяти частных в нашем Екатеринбурге, а опыт мой садичный уже 8 лет насчитывает.. Нет, я работаю в действительно очень неплохих коллективах и очень люблю своих детей, тех которых учу. И хозяйки моих садиков - тоже неплохие люди. Не в том беда, что с детьми нехорошо обращаются, да и не считаю я детские сады абсолютным злом. Чаще всего, при всех работающих взрослых в доме - это простая неизбежность.
Плоха та система, которую почему-то еще называют "социализацией", которая призвана маленького человека для общества обтесать и приспособить.
Но не развить, не бережно вырастить,- на это у целого общества не находится ресурсов.
Беда и в том, что воспитание детей полагается "естественной" женской склонностью. И потому квалификация садиковких воспитателей и даже приходящих учителей часто до обидного низка.
А дети именно в это самое время учатся говорить.
Детский сад - вообще позднее изобретение человечества. Как и периодизация детства вместе со всеми возрастными особенностями и периодами.
Каких-нибудь 100-150 лет назад дети воспитывались дома. Они бегали и мешались работающим мамам, гуляли по городским и сельским садам с гувернантками в семьях побогаче, клянчили подаяние, если родились в совсем уже нищей семье. Их могли приставить к какому-нибудь делу или наоборот представить блаженному безделью.
И везде, везде, в любой среде они слышали взрослую речь. Со всеми синонимическими рядами, вводными словечками, присказками, фразеологизмами и окказионализмами. Старики использовали лексику устаревшую, однако, в их устах обретающую смысл. Молодежь приносила жаргон. Пьяные заковыристо ругались. Учителя и священники блистали высокой книжностью. Модницы и портнихи знали огромное количество названий цветов. Люди рабочих профессий могли невзначай использовать названия инструментов. Это была сложная, взрослая речь. В ней были глаголы, эпитеты, сравнения. Это была эмоциональная речь, где оттенки отношений передавались отдельными словами, где эмоции во всем своем человеческом богатстве именовались не только табуированной лексикой, которую ныне наши люди горазды использовать как междометия. Это была речь РАЗНЫХ людей, более того, она не скрывала, а подчеркивала различия.
Моя бабушка знала такой цвет как "само". И так и говорила "кофточка цвета само". И я внезапно знаю это слово. А потом я столкнулась с тем, что вообще никто из моего ближайшего (начитанного и интеллигентского) окружения даже не представляет, о чем идет речь. Зато достаточно большое количество людей знают, что такое "лососевый" (о цвете). И это тот случай, когда реалия никуда не ушла из жизни. А что говорить про ушедшие?
С цветами как раз. Можно проделать небольшой эксперимент самостоятельно: взять и посчитать, как часто мы используем в ПОВСЕДНЕВОЙ (книжная не считается, только то, что мы РЕАЛЬНО говорим или пишем в той же сети) речи многочисленные названия цветов, действительно существующие в языке. Как часто мы говорим "багряный" сами, и как часто мы действительно пользуемся синтетическими возможностями нашего языка. То есть не говорим "стало красным", а "обагрилось". Потому что только наш активный, а отнюдь не пассивный, словарь считывается следующим поколением. Язык вообще стремится к упрощению в реальной речи особенно.
Представьте себе детсадовца, который растет среди адаптированных к возрасту текстов (малограмотных и плохо рифмованных), среди полуграмотных воспитателей, от которых даже никто не требует наличия культурного уровня, с плохой, бедной, выхолощенной речью.
Дети достаточно поздно осваивают глаголы движения (а вот существительные намного раньше!).
Если в окружении никто не говорит слово "нива", то есть слово существует только в литературе, вообще в книжной речи, естественно, что его приходится объяснять. Представьте себя городским ребенком, у которого родители и ближайшее окружение вообще никогда не говорит "ковыль", и вот он должен учить стихотворение. Если мы вообще мало говорим о траве, то у нас нет многих слов, которые как-то эту траву называют в зависимости от состояния (этой травы). У нас ведь нет слова, которое называет как-то "снег, озаренный заходящим солнцем в ясную погоду".
Я своими глазами слышала, что слово "урожай", как обобщение всего собранного осенью, слишком сложное для малыша. И вообще обобщать им по возрасту надлежит учиться позже. Но то, что потом требуется выучить специально с большими усилиями, можно было бы между делом получить просто из живого разговора.
Да, вот она главная речевая проблема всех, почти всех наших детских садов,- при детях почти не говорят взрослые.
Научился ли наш воображаемый школьник (который, конечно же, учит "Песнь о вещем Олеге") в свое старшее дошкольное время хорошо образовывать от существительных прилагательные. И даже тут вопрос не к тому, насколько хорошо с ним занимались специально (то есть сидели с развивающими пособиями и водили на развивашки), а насколько богата или бедна речь окружающих его взрослых. И даже так - были ли МНОГОЧИСЛЕННЫЕ взрослые (а не только немногий персонал детского сада или аниматоры) его непосредственным окружением? или даже так: взрослые ребенка только обслуживали (попу мыли, кормили, гуляли и да, к сожалению, "специальное" развитие - это тоже обслуживание!), но и еще и РАЗГОВАРИВАЛИ, причем, не только с ним (ребенком) непосредственно на "специальные детские" темы, но и просто при нем. Если такого в жизни юного человечка было ничтожно мало, то любое специально не выученное прилагательное, может стать непонятным.
Можно тут долго сетовать на малочитающих нынешних. Но ведь и с многочитающими прежними, доинтернетными, картина в точности такая же. Книжные слова переходят из пассива (то есть мы их просто понимаем) в актив (мы их действительно говорим и пишем) только при особенной значимости для нас читающих этой самой книжной реальности и, как следствие, книжной речи.
Ситуация, когда книга - учительница жизни, как раз не тот случай. Только будучи вовлеченным в текстовую игру, когда текст оказался лишенным всего дидактического пафоса, можно принять его, присвоить его лексику.
И да, мы разграничиваем ситуации говорения. Есть ситуации как бы "сниженные". Вот это все общение с детьми и прочая бытовуха достаточно часто проходят по низшему разряду.