Друзья, вот и ещё один яркий отзыв на произведения Асты Давыдовны Бржезицкой, представленные на групповой выставке в Доме художника в феврале 1973 года в Москве.
Павлова Е. Соавтор – огонь // Работница, 1973. –№ 3. С. 25.
Она поступила во Всесоюзный художественный институт имени В. И. Сурикова, намереваясь посвятить себя монументальной скульптуре. Но, взглянув на первую курсовую работу студентки, её руководитель профессор А. Матвеев сказал: «Вам бы фарфором заниматься».
Профессор оказался прав. Задолго до окончания института Аста Давидовна Бржезицкая уже твёрдо знала, что её призвание – фарфор. И сразу, окончив Суриковский, поступила на завод. Дулёвский фарфоровый. С той поры, вот уже около тридцати лет, здесь и трудится.
За это время заводским скульптором создано множество работ. Среди них и отдельные фигурки и целые тематические композиции. Часть из них ушла в продажу. Многое хранится в запасниках художественного фонда, и только самая малая толика заполняет стеллажи мастерской скульптора.
Сюда, в творческую лабораторию Асты Давидовны, входишь, как в праздник, в веселый и яркий карнавал, где переливчато-перламутровый блеск фарфора соседствует с сочной свежестью красок. Это радостное ощущение, рождённое красотой старого и вечно нового материала – фарфора,– не покидает тебя во всё время осмотра мастерской.
Тематика собранных здесь работ самая разнообразная – труд и отдых простого рабочего человека, будни и праздники, жанровые сценки, портреты литературных героев и наших современников.
...Вот перед зеркалом – актриса самодеятельного театра (триптих «Народные таланты»).
В работе, что стоит неподалёку, вы легко узнаете героев гоголевской комедии «Ревизор» – Хлестакова, Анну Андреевну и Марью Антоновну. «Ах, какой пассаж!» – называется миниатюра. Она тоже создана под впечатлением спектакля, сыгранного на клубной сцене.
Затерянная среди других, может быть, менее броская и менее яркая, выполненная в сдержанных, пастельных тонах фигурка девушки в кирзовых сапогах и ватнике, перетянутом ремнем. Открытое, совсем юное лицо, и только взгляд – напряжённый и тревожный – свидетельствует о пережитом. Девушка эта – Нина Созина, партизанка из отряда Ковпака. Аста Давидовна встречалась с ней в годы войны.
...Последние два года скульптор Бржезицкая посвятила работе над сюитой «Принцесса Турандот», созданной по мотивам спектакля Московского театра имени Вахтангова.
Впервые «Принцессу Турандот» художница увидела в детстве. Премьера состоялась 3 января 1922 года. Девочка попала на неё случайно. И на всю жизнь запомнила этот театральный праздник, блещущий остроумием и неподдельной весёлостью, заставивший зрителей позабыть на время и о нетопленных квартирах и о скудном пайке.
– Этот прекрасный, неповторимый спектакль с Мансуровой и Завадским в главных ролях, как мечта, всегда был со мной,– говорит Аста Давидовна.
Нет ничего удивительного в том, что когда спустя много лет поэтическая сказка Карло Гоцци о прекрасной и свирепой китайской принцессе Турандот получила в том же театре Вахтангова второе рождение, Аста Давидовна тут же постаралась попасть на спектакль.
А когда открылся занавес, её рука невольно потянулась к карандашу. В полутёмном зале художница делала торопливые наброски в своём альбоме. Пластически совершенная Юлия Борисова в роли принцессы, изысканно-обаятельный Василий Лановой – принц, очаровательная и коварная Людмила Максакова – Адельма, беззащитно-женственная Екатерина Райкина – Зелина; М. Ульянов, Ю. Яковлев, А. Граве и Э. Зорин, блистательно выступившие в роли масок.
За первым посещением спектакля последовало и второе, и третье, и четвёртое...
Однажды, вернувшись из театра, художница, наконец, мысленно увидела все четыре композиции, которые ей хотелось создать, и тут же начала лепить эскизы.
В течение года она не пропустила ни одного представления «Турандот», без устали набрасывая карандашом и лепя из пластилина всё новые и новые эскизы, постигая тайну кажущейся лёгкости талантливого представления.
– Я старалась,– рассказывает Аста Давидовна,– как бы заново воссоздать древнюю сказку, только на этот раз в фарфоре, используя его пластические и цветовые возможности. Два года, отданные этой работе и её переводу в фарфор, были полны разочарований и надежд, мучительных поисков, находок и потерь. Когда же дело дошло до обжига, моим соавтором стал огонь. Он способен неузнаваемо изменить предполагаемый цвет, начисто уничтожив всё, что задумано автором, а может и, наоборот, придать работе такую праздничную яркость, о которой и мечтать страшно.
К счастью, теперь уже все страхи позади. Сюита «Принцесса Турандот», которую мы воспроизводим на нашей вкладке, не однажды экспонировалась на выставках, в том числе в Центральном выставочном зале.
Теперь художница мечтает увидеть свою сюиту на месте её рождения – на старом Арбате, в фойе Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив