Найти тему
Большая перемен@

12 способов сделать так, чтобы тема урока «зацепила» плюс-минус всех учеников

Оглавление

(Кроме вечно спящего Васи за последней партой: это просто невозможно.)

Составляя планы уроков и готовя учебные материалы к ним, мы надеемся если на шквал аплодисментов, то хотя бы на интерес со стороны учеников. Расскажем о «крючках», которые зацепят внимание даже самого равнодушного ученика, а в результате — помогут вам лучше донести тему урока.

Короткий ликбез

Инструменты-«крючки» используются для того, чтобы задать определённый тон уроку, намекнуть о теме, помочь в усвоении материала и, кстати, улучшить запоминаемость. «Танцы с бубнами»«Крючки» не обязательно использовать на каждом уроке, и они точно не должны занимать всё отведенное под изучение материала время. Но благодаря разнообразию подходов они применимы и уместны в любом предмете, теме, типе урока.

Ниже 12 способов зацепить учеников. Читайте до конца, чтобы убедиться, что ничего не упускаете.

Итак, если хотите, чтобы хотя бы половину урока ученики слушали с интересом и хотя бы треть материала усвоили, — начните с…

...видео

Все любят хорошее видео, особенно современные дети (которые вообще предпочтут просмотр видео любому другому способу получения информации!). Отлично, если найдёте видео по теме урока, ещё лучше — если это будет что-то из близкой и понятной ученикам поп-культуры (но привяжите смысл или сюжет ролика к изучаемой теме).

...интриги

Предложите ученикам угадать тему. Естественно, прежде снабдите их подсказками: фотографиями, изображениями, предметами, записями звуков, формулами, аббревиатурами, портретами, цитатами... Главное — чтобы загадка получилась не слишком простой.

Ещё варианты использования интриги:

  • Покажите картинку или фото, но не целиком, а лишь часть. Ученикам предложите угадать, что это. А как угадают — пусть сформулируют тему урока (одну или несколько гипотетических).
  • Дайте послушать песню или несколько песен — и предложите догадаться, почему вы выбрали для начала урока именно эту музыку, о какой теме предстоит говорить.

...вопроса

Не стоит спрашивать, что присутствующие в классе помнят из темы прошлого урока. На всех лицах сразу отразится «ску-у-ука!». Вместо этого задайте вопрос, который вызовет разногласия, спровоцирует мнения.

Другой способ начать урок с вопроса — провести опрос, дать каждому ученику возможность почувствовать себя значимым, его мнение или знание — ценным. Можно сделать опрос визуальным: раздайте всем стикеры, нарисуйте схему на доске и предложите стикеры прикрепить так, чтобы ответ стал наглядным. Получиться должна столбчатая диаграмма.

Ещё лучше — если примените цифровые технологии. Понадобятся личные смартфоны или учебные планшеты. Составьте Google-форму с опросом и предложите ученикам проголосовать. А результаты великий Google сам красиво представит ;)

...ошибки

Что может быть приятнее, чем исправлять чужие ошибки? Только исправлять ошибку учителя! Сделайте такую намеренно — и предложите ученикам её найти. Способ подойдёт для учеников младшего возраста, а со старшими лучше быть честными: расскажите о чьей-либо ошибке (и привяжите её к теме урока).

Ещё один вариант «ошибки» — спорное заявление. Озвучьте мнение, которое расходится с общепринятым. Предложите «сыграть в согласие»: привести аргументы в пользу этого мнения. А затем — уже с безоговорочным интересом со стороны присутствующих — переходите к концепции, которую, собственно, и нужно изучить.

...ответа на вопрос «зачем»

Помните мемы в соцсетях о математических формулах из школьной программы, которые никому никогда не пригодились? Чем старше ученик, тем лучше его мотивирует внятный ответ педагога на вопросы:

  • почему я должен интересоваться этой темой?
  • что в ней для меня?
  • как она повлияет на мою жизнь?
  • каковы риски для меня, если не буду знать эту тему?

Не под каждый предмет и тему можно сходу найти ответ, но если для вас он очевиден — так и скажите. Ученики отблагодарят вниманием.

...смеха

Ничто так не привлекает внимание, как хорошая шутка. Шутить можно о погоде, о себе, о нестыковках в теме, которую предстоит изучить. В помощь вам забавные или необычные факты, которые можно найти в интернете. Если речь о литературном произведении, то можно прочесть вслух смешной отрывок. Ничего если произведение серьезное: главное — заинтересовать, тогда и «копать глубже» ученики будут охотно.

...цитаты

Цитата поможет создать правильную атмосферу, натолкнёт на размышления, намекнёт на важность темы. Цитата известного исторического персонажа — хорошо. Уместная цитата человека из современной поп-культуры — ещё лучше. Отличный композиционный прием — начать и закончить урок одной и той же цитатой.

А можно сделать так: покажите ученикам цитату, но несколько слов в ней пропустите. Пусть ученики их угадают. Например, ниже цитата Сократа:

«Во что бы то ни стало женись. Если тебе попадётся хорошая ................., ты будешь .............; если попадётся ..............., ты станешь ......................»
***пропущенные слова — в конце статьи

...проблемы

Современные дети благодаря интернету и доступности информации активно вовлечены в то, что происходит в мире. Подсветите какую-либо острую проблему (не обязательно глобального масштаба, можно и местную, и даже актуальную для учеников именно этого класса) — и расскажите о её связи с темой урока.

Тема урока может быть связана с проблемой опосредованно: например, темы про разные виды энергии на уроках физики можно привязать к проблеме экологии, или рассказать об эпохе колонизаций через новости про «марсианские» успехи Илона Маска.

...детали, факта или статистики

Деталь должна быть необычной, факт — малоизвестным, статистика — неожиданной или печальной. Способ стар как мир, но дети-то молоды, поэтому — работает!

...вызова

Прежде чем рассказывать ученикам, как что-то сделать, дайте им возможность самим попробовать это сделать — без «теоретической» базы и ваших советов. Важный нюанс: задача должна казаться простой.

Получится — смогут и выводы сами сформулировать. Не получится — у вас будет сильный аргумент, почему стоит теорию всё же знать. В любом случае ученики будут вовлечены и хорошо запомнят учебный материал.

...игры «я вижу, я думаю, я удивляюсь»

Покажите ученикам иллюстрацию, картину или фото, которые созвучны теме урока (важно, чтобы на картине было много деталей). Затем раздайте стикеры и предложите написать по ответы на 3 вопроса (один ответ = один стикер).

  • Что вы видите?
  • Что вы думаете об этом? (Ответы — гипотезы о сюжете картины.)
  • Что здесь вас интересует? (Ответы — гипотезы о проблемах, изображённых на картине.)

После того, как на доске будут сгруппированы стикеры с ответами на каждый вопрос — останется подвести учеников к теме урока.

...истории

Люди воспринимают истории иначе, чем другие виды информации. Мы понимаем их лучше, запоминаем точнее и подсознательно считаем более интересными, увлекательными. Планируя урок, подумайте, какая история из жизни — вашей, ваших знакомых, современников или исторических персонажей — лучше передаст суть темы урока. И начните с этой истории: внимание учеников вам обеспечено.

***

Как обещали, пропущенные слова из цитаты Сократа:

«Во что бы то ни стало женись. Если тебе попадется хорошая жена, ты будешь счастлив; если попадется плохая, ты станешь философом».