Найти тему
Кинооператор рассказывает

55. Красные пейзажи в фильме "Марсианин", или как избавились от голубого неба на марсианских снимках.

Я заметил, что технология изготовления "марсианских" кадров в НАСА и в фильме "Марсианин" одна и та же. Такой вывод я сделал позавчера, когда наконец-то посмотрел фильм Ридли Скотта "Марсианин" (2015 г.). Кино оказалось на редкость занудным. Даже не предполагал, что можно снять такое совершенно безграмотное с точки зрения логики кино. Полиэтиленовая плёнка и скотч спасают от температуры -120 градусов, дырка в перчатке равносильна тяге ракеты-носителя и т.п.. Такое ощущение, что фильм делали для детей младших классов или для подростков с синдромом Дауна. Хорошо, что смотрел на скорости 2х, иначе не выдержал бы. Но вопрос не в этом.

Меня интересовало, как получили цвет "марсианских" пейзажей.

Так выглядит марсианский пейзаж в фильме.
Так выглядит марсианский пейзаж в фильме.

Без труда удалось выяснить, что съёмки "марсианских" пейзажей происходили в Иордании, в пустыне Вади Рам.

Рабочий момент съёмок фильма "Марсианин" в пустыне Вади Рам.
Рабочий момент съёмок фильма "Марсианин" в пустыне Вади Рам.
Кадр из фильма "Марсианин".
Кадр из фильма "Марсианин".

В Иордании, в этом небольшом государстве, было снято, как минимум, 14 фильмов - первым был "Лоуренс Аравийский (1962), последние - "Трансформеры. Месть падших" (2009) и "Звёздные войны. Изгой 1" (2016).

Экзотические пейзажи пустыни Вади Рам, похожие на марсианские, привлекли не только съёмочную группу фильма "Марсианин" (2015). Немного ранее там снимались кинокартины "Миссия на Марс" (2000) и "Последние дни на Марсе" (2013).

Вы можете посмотреть путешествие в эту пустыню.

Для фильма "Марсианин" некоторые декорации, имитировавшие иорданскую пустыню и, соответственно, как бы марсианские пейзажи, были построены в павильоне студии. Основным вендором (т.е. компанией, которая разработала собственные продукты и технологии) была студия MPC. Она создала инструменты для превращения земного пейзажа в марсианский. В павильоне на фоне размещался зелёный хромакей.

-4

Хромакей на компьютере замещался серовато-жёлтым небом.

-5

Добавлялись горы на дальний план.

-6

И всё изображение уводилось в коричневатую тональность.

-7

Пейзаж Иордании был во всём хорош, вот только небо в пустыне было слишком голубым, насыщенным по цвету.

Рабочий момент съёмок фильма "Марсианин".
Рабочий момент съёмок фильма "Марсианин".

Обычно превращение такого неба в марсианское потребовало бы очень много времени и ресурсов - в каждом кадрике нужно было прорисовывать небо по контуру гор, вырезать его и вставлять другое. Вместо этого студия MPC разработала специальный инструмент под названием "EarthToMars" (ETM) для быстрого удаления голубого цвета прямо в программе "Ньюк" (NUKE).

Следует добавить, что голубое небо оставляло рефлексы на многих объектах и с ними тоже нужно было бороться. Новый инструмент, ETM, разработанный студией MPC, оказался так хорош, что студия использует его теперь и для удаления паразитных рефлексов при работе с зелёным хромакеем.

Вот оригинальный кадр, снятый в пустыне.

-9

На компьютере в программе "Ньюк" с помощью инструмента "EarthToMars" нейтрализовывается голубое небо, добавляются облака и кратеры.

-10

В окончательном варианте кадр выглядит так - в кадре теперь совершенно "марсианское" небо:

-11

И что-то мне подсказывает, что такие же технологии использовались в НАСА для получения кадров с "реального Марса". Марсоходы делали свои снимки на Земле в пустыне, а затем в две стадии снимок превращался в "марсианский". Сначала специальным инструментом типа "EarthToMars" убирался цвет голубого неба, а затем весь кадр уводился в коричневато-оранжевую тональность. Вот типичный кадр с марсохода Кьюриосити, который согласно НАСА, вот уже 9 лет работает в температурных условиях, жестче, чем в Антарктиде. Ночью температура на Марсе опускается до -120..-140°С.

"Кьюриосити" на Марсе.
"Кьюриосити" на Марсе.

В последней марсианской миссии, фотографии с "Персеверанса" уводят в жёлто-зелёную тональность. Если убрать избыточный цветовой оттенок, то мы увидим почти земное небо. Но оно не будет таким голубым, как мы привыкли видеть. Оно будет более серым.

Слева - снимок с марсохода "Персеверанс", взятый с сайта НАСА. Справа - с изображения убран избыточный жёлто-зелёный оттенок.
Слева - снимок с марсохода "Персеверанс", взятый с сайта НАСА. Справа - с изображения убран избыточный жёлто-зелёный оттенок.

И тут яростные защитники НАСА начинают радостно ликовать: "На снимках НАСА небо совсем не такое, как на Земле. Значит, снято на самом деле на Марсе!"

Но ведь мы же восстановили в Фотошопе только одну процедуру - вернули назад тональность, убрали искусственно введённый избыточный цветовой тон. Но мы не можем вернуть цвет неба, посколько вначале снимок прошёл через фильтр обесцвечивания неба -"EarthToMars". А в Фотошопе нет инструмента для отмены этого эффекта, нет обратной процедуры, типа "MarsToEarth".

А теперь мы берём кадр из фильма "Марсианин" и через "автоматическую цветокоррекцию" убираем избыточный цветовой тон.

Кадр из фильма "Марсианин".
Кадр из фильма "Марсианин".

Исчезает коричневатый оттенок всего кадра, и небо оказывается серым.

После автоматической цветокоррекции.
После автоматической цветокоррекции.

Если взять снимки, сделанные марсоходом "Персеверанс" и в графическом редакторе просто убрать через "автоматическую коррекцию цвета" избыточный жёлто-зелёный оттенок, то мы получим практически земной пейзаж, но с серым небом, где голубой цвет будет лишь угадываться.

Снимок с марсохода "Персеверанс" от 25 мая 2021 г. Взято с официального сайта НАСА.
Снимок с марсохода "Персеверанс" от 25 мая 2021 г. Взято с официального сайта НАСА.
Тот же снимок после автоматической цветокоррекции в Фотошопе.
Тот же снимок после автоматической цветокоррекции в Фотошопе.

Если же попытаться через цветокоррекцию добиться эффекта голубого земного неба, добавив больше синевы, то в мало освещённых участках возникнут окрашенные в противоположный цвет тени. Темные грани камней окажутся тёмно-синими.

Другой вариант автоматической цветокоррекции в "Пинте" (Pinta).
Другой вариант автоматической цветокоррекции в "Пинте" (Pinta).

Какой же вариант признать оптимальным по цветокоррекции? Для этого на корпусе марсохода имеется цветовая мишень с серыми полями в виде широких окружностей. Об этой калибровочной шкале (цветовой мишени) мы писали подробно в предыдущей статье 54. Показывает ли НАСА реальный цвет Марса, если мы знаем, как работает "марсианская" фотокамера?

Но вот что интересно. Когда НАСА показывает эту цветовую мишень КРУПНО, то цветокоррекция кажется почти оптимальной.

Цветовая мишень на марсоходе.
Цветовая мишень на марсоходе.

Значения R-G-B (89-91-82) для серого цвета мало отличаются друг от друга. А когда эту же шкалу мы видим на ОБЩЕМ плане, то там синяя зона проваливается. Промер "пипеткой" в Фотошопе показывает, что значения R-G-B уже заметно изменились: 91-96-65. Значение по синей зоне резко упало, в кадре не хватает синевы, изображение ушло в желтоватый оттенок.

Цветовая мишень находится в левой части кадра.
Цветовая мишень находится в левой части кадра.

Если на крупном плане разница между зелёной и синей зоной составляла 9 ступеней яркости (в 8-битном формате), то на общем плане эта разница выросла до 31.

Замерил другие кадры, снятые в разные дни. Тенденция очевидна - НАСА обманывает нас. На крупных планах цветовую мишень показывает более-менее корректно по цвету, а на общих планах весь кадр уводит в явную желтизну. И даже не просто в желтизну, а в какой-то болотистый жёлто-зелёный цвет.

А вот как будет выглядеть этот снимок, если его правильно откорректировать по серой шкале. Для удобства сравнения мы откорректировали только левую верхнюю часть кадра, где находится цветовая мишень, правую часть оставили нетронутой.

Правильно по цвету откорректирована левая верхняя часть кадра.
Правильно по цвету откорректирована левая верхняя часть кадра.

Из всего увиденного можно сделать простой вывод.

Марсоход "Персеверанс", на наш взгляд, так же, как и "Кьюриосити" делает снимки "марсианской" поверхности на Земле, в малолюдной пустыне. Затем в графическом редакторе с помощью специального инструмента типа ETM ("EarthToMars") яркое голубое небо на снимке обесцвечивается почти до серого тона. И после этого весь снимок уводится в коричневую, оранжевую или жёлто-зелёную тональность.

Несмотря на то, что на корпусе марсоходе находится цветовая мишень с серыми окружностями, НАСА не обращает внимания на точность передачи оттенков этой калибровочной шкалы, и на общих планах делает умышленно неправильную цветокоррекцию - добавляет избыточный оранжевый или жёлто-зелёный оттенок. А когда показывает цветовую мишень крупно, то воспроизводит её более-менее правильно по цвету, давая как бы понять, что с цветами на "марсианских снимках" всё в порядке.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

-22