Сегодня около 20 мостов России имеют протяженность свыше 2000 м, причем половина из них была построена за последние 10 лет. В скором времени список пополнится еще несколькими объектами, включая вантовую конструкцию в районе Калининградского залива. Длина сооружения составит 2,85 км, а всего мостового перехода с развязками, подходами и путепроводами — 8,1 км.
Ранее предполагалось, что дорога пройдет непосредственно над заливом, обсуждался и вариант тоннеля. Однако позднее эти планы пересмотрели, проложив маршрут вдоль побережья и через реку Преголю. Подобное изменение позволило немного удешевить проект, хотя сам путь стал более протяженным. Обход залива, как отмечали проектировщики, связан в первую очередь с угрозой водным биоресурсам, которую могло нанести строительство.
С другой стороны, под изъятие попадает около 100 Га частных земель, что нравится далеко не всем. Владельцы участков просят властей пересмотреть проект; не согласны отдельные граждане и с заниженной, по их мнению, оценкой собственности.
Несмотря на то что маршрут пролегает вдоль берега, за проектируемым объектом закрепилось название «моста через залив».
Символ развития Калининградской области
Разговоры о необходимости новой дороги, которая соединит Южный и Северный обходы в западной части города, шли достаточно давно. Главным препятствием, мешавшим перейти от слов к делу, был финансовый вопрос — строительство объекта требует существенных денежных затрат. Тему на новый уровень летом 2017 года вывел будущий глава региона, в то время врио губернатора Антон Алиханов, заявив, что область ведет переговоры о проекте с «Росавтодором».
В апреле следующего года региональные власти определились с местом будущего сооружения — пройти четырехполосный мостовой переход должен от пос. им. Александра Космодемьянского до пос. Шоссейное. Для проведения исследований и создания техническо-финансовой модели строительства было выделено более 14 млн руб. Возведение объекта по итогам проведенного исследования признали целесообразным, после чего начались поиски финансирования.
Весной 2019 года стало известно, что мост может построить входящая в Группу «ВИС» «Десятая концессионная компания», с которой через несколько месяцев и было подписано соответствующее соглашение. Возвести объект предполагается до 2024 года. Предварительно проект оценили в 43,5 млрд руб., основную часть которых должны составить бюджетные средства; около 15 млрд руб. — потратит концессионер. Последний в октябре 2020-го заключил кредитное соглашение со Сбербанком, предусматривающее выделение 13 млрд руб. сроком на 10 лет. До этого о поддержке проекта заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Концессионер будет эксплуатировать объект на протяжении 23 лет, в течение которых за проезд по мосту предусмотрен сбор платы. За счет этого предполагается покрыть часть суммы, которую потратит концессионер на строительство и дальнейшее обслуживание объекта; остальную часть выплатит правительство Калининградской области. В марте 2021 года еще одним участником концессионного проекта стала Госкорпорация «Ростех».
Было объявлено и об окончательном отказе от варианта с центральной разводной частью моста, что делало бы объект дороже на пару-тройку млрд. Такая конструкция предусматривалась ради прохождения в порт Калининград парусников с высокими мачтами — «Крузенштерн» и «Седов». В качестве альтернативы предлагалось сделать сооружение выше (около 60 м), но в таком случае затраты увеличились бы еще на 10 млрд. Итоговое решение — два вышеупомянутых судна просто сменят место постоянной дислокации на порт Светлый.
Подать документы на прохождение экологической и государственной экспертиз планируется до конца 2021 года. Мостовой переход станет частью кольцевого маршрута и сократит расстояние между населенными пунктами на 40 км; упростит логистику, позволит эффективнее использовать дороги области и создаст новые транспортные коридоры в Европу; улучшит транспортную доступность морских портов, включая строящийся порт Пионерский и избавит Калининград от большегрузного транзитного транспорта. Прогнозируемый трафик — 10,5 тыс. автомобилей в сутки.
По словам губернатора Алиханова, транспортный объект поспособствует развитию экономики в регионе и создаст почву для появления нового бизнеса. А проектировщики уверены, что будущий мостовой переход станет символом развития Калининградской области.
Читайте: В России построят первый автомобильный мост из алюминия