Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Высокий блондин в черном ботинке" (1972) и "Возвращение высокого блондина" (1974)

Высокий блондин в черном ботинке. Le Grand blond avec une chaussure noire. Франция, 1972. Режиссер Ив Робер. Сценаристы Ив Робер, Франсис Вебер. Актеры: Пьер Ришар, Жан Рошфор, Бернар Блие, Мирей Дарк, Жан Карме, Поль Ле Персон, Колетт Кастель, Жан Обе, Робер Кастель, Морис Барье, Ив Робер и др. Прокат в СССР – 1974. ??? млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Возвращение высокого блондина. LeRetour du Grand blond. Франция, 1974. Режиссер Ив Робер. Сценаристы Ив Робер, Франсис Вебер. Актеры: Пьер Ришар, Жан Рошфор, Жан Карме, Мирей Дарк, Жан Буиз, Поль Ле Персон, Колетт Кастель, Мишель Дюшоссуа, Анри Гибе и др. Прокат в СССР – 1976. 27,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-3

Права киновед Любовь Алова: к Пьеру Ришару подлинная популярность пришла после премьеры пародийного фильма «Высокий блондин в черном ботинке» Ива Робера (1920-2002), «который, по мнению самого актера, помог ему найти не только амплуа, но и создать собственную маску. Его персонаж, интеллигент, робкий и застенчивый человек, естественно, как следствие, страшно неуклюжий, и опять-таки, как следствие, страшно невезучий. Но вместе с тем он добр, талантлив, отзывчив и всегда выступает поборником добра, защитником справедливости» (Алова, 1997: 123). Алова Л. Пьер Ришар // Актерская энциклопедия. Кино Европы. М.: Материк, 1997. С. 123.

-4

Еще в середине 1970-х кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) писала, что «в зарубежном детективе ныне особенно популярны два типа героя. Либо — супермен, либо совсем наоборот — тюха, интеллигент, рассеянный мечтатель, совершенно случайно втянутый в жестокие игры враждующих разведок и блистательно выходящий победителем из самых плачевных ситуаций лишь потому, что его человечность, простота, непосредственность кажутся окружающим дьявольской хитростью, не поддающейся никакой расшифровке. Именно таким был «высокий блондин в черном ботинке»… Иву Роберу настолько понравилось иметь дело с блондином, что его снова вернули на экран. Опять мы увидим парижский аэродром, суетливую толпу, мрачных молодцов, прячущихся за столбами, и высокого блондина на эскалаторе (изящная цитата из первого фильма), правда, на этот раз уже не в черном, а в красном ботинке. Боже, прошло много месяцев, а его враги так и не поумнели — по-прежнему считают тихого, вежливого скрипача суперагентом, по-прежнему мрачны, невезучи и питают страсть к одинаковым костюмам» (Хлоплянкина, 1976). Хлоплянкина Т. «Возвращение высокого блондина» // Спутник кинозрителя. 1976. № 7.

-5

Я согласен с кинокритиком Евгением Нефедовым: «Пресловутый чёрный ботинок, который вынужденно, из-за глупой шутки друзей, напялил Франуса Перрен во время возвращения в Париж, является, несомненно, колким выпадом в адрес неотразимого Джеймса Бонда, всегда одетого с иголочки – облачённого в безупречный английский костюм и дорогую отлакированную обувь. Насколько агент 007 в исполнении Шона Коннери или Роджера Мура легко и изящно, с неизменной иронической ухмылкой справлялся со сложнейшими миссиями, настолько нелепой кажется сама мысль о причастности нескладного скрипача, настоящего «человека рассеянного», вечно попадающего впросак и оказывающегося в смешных ситуациях, к опасным операциям разведки и контрразведки» (Нефедов, 2009). Нефедов Е. «Высокий блондин в черном ботинке // WorldArt.ru. 11.08.2009. http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=8928

-6

Зрители XXI века по-прежнему возвращаются к просмотрам этой пародийной дилогии:

«Для нашего поколения - это даже своеобразный культовый фильм. В нем для нас было все: такая манящая и недоступная Франция (которой мы уже никогда такой не увидим), особый стиль во всем и полная противоположность нашей тогдашней серой обычной жизни. Собственно, фильм не детский, но ставший таким популярным у тогдашних подростков» (Юрий).

«Я до сих пор с удовольствием смотрю французские комедии с Пьером Ришаром… Когда только начинает звучать музыка Владимира Косма из "Игрушки" или "Высокого блондина" уже начинаешь невольно улыбаться. … Обожаю Ришара - такой беспомощно-нелепый, но с замечательно веселыми глазами, всегда оптимистичный герой» (Таня К.).

Александр Федоров, 2021