Сегодня рассматриваем, мало кем замечаемое, требование ГОСТ Р ИСО 9001.
Требование это касается управления несоответствующими результатами процессов. Вспомним:
8.7 Управление несоответствующими результатами процессов
8.7.1 Организация должна обеспечивать идентификацию и управление результатами процессов, которые не соответствуют требованиям, в целях предотвращения их непредназначенного использования или поставки.
Многие организации, видимо, по инерции старых представлений, особого внимания на это требование не обращают и устанавливают в своих стандартах организации требования по управлению несоответствующей продукцией, в лучшем случае – добавляются услуги.
Это неправильно. ГОСТ Р ИСО 9001 требует управления несоответствующими результатами всех процессов, установленных в СМК организации.
Прежде чем управлять несоответствующими результатами процессов, нужно определить, что именно считать таковыми результатами. Если брать общее определение для всех процессов, то оно может звучать так: «Несоответствующими результатами для процессов являются отсутствие достижения этими процессами установленных целей». Надеюсь, никто не забыл, что цели процессов нужно устанавливать. Например:
1 Основными целями реализации процесса «Управление СМК» являются:
- обеспечение результативного функционирования системы;
- постоянное улучшение системы (в том числе, повышение результативности).
2 Основной целью процесса управления персоналом в ... является обеспечение наличия в организации компетентного персонала, в количестве, необходимом для эффективной реализации процессов СМК.
3 Основной целью процесса управления инфраструктурой организации является определение, создание и поддержание в надлежащем состоянии инфраструктуры, необходимой для функционирования процессов с целью достижения соответствия продукции.
... и так далее.
Цели процессов могут устанавливаться соответствующими стандартами организации (СТО) в картах процессов. Этими же СТО могут быть установлены (в методиках определения результативности) дополнительные критерии для признания результатов процессов несоответствующими.
К слову, «базовое» несоответствие – несоответствующая продукция может являться выходом нескольких процессов, в зависимости от того, где выявлено несоответствие продукции:
- если несоответствие продукции выявлено в результате реализации процедур процесса «Мониторинг и измерение продукции», то имеет место несоответствующий результат процесса «Управление производством»;
- если несоответствие продукции выявлено потребителем (в этом случае военное представительство или техприемку также считаем представителями потребителя), то имеет место несоответствующий результат процесса «Мониторинг и измерение продукции» или (при наличии) «Управление поставками».
Управление несоответствующими результатами процессов, в общем случае, может включать следующие, последовательно выполняемые, действия:
- выявление несоответствующих результатов процессов;
- идентификацию (регистрация - там, где уместно) факта выявления несоответствующих результатов процессов;
- прекращение использования или поставки несоответствующих результатов процессов;
- анализ несоответствующих результатов процессов с целью определения причин их появления;
- планирование необходимых коррекций и (или) корректирующих действий;
- реализация запланированных коррекций, корректирующих и предупреждающих действий;
- контроль реализации запланированных коррекций, корректирующих и предупреждающих действий
- информирование потребителей результатов процесса.
Алгоритм управления несоответствующими результатами процессов может выглядеть так:
Выявление несоответствующих результатов процессов, как правило, производится:
- при оценке функционирования процесса его руководителем (правила оценки функционирования для каждого процесса устанавливаются СТО);
- при проверке соблюдения требований документов по стандартизации;
- при проведении внутренних и внешних аудитов СМК;
- при анализе СМК;
- при проведении проверок организациями, имеющие по отношению к ООО ... правоустанавливающие, директивные, контрольные и/или разрешительные права.
Спецификациями процессов могут быть установлены дополнительные способы выявления несоответствующих результатов процессов с учетом их (процессов) особенностей (это, как правило, касается упомянутой ранее несоответствующей продукции).
Идентификация факта выявления несоответствующих результатов процесса, как правило, производится:
- в ДИнф (документированная информация), оформленной по результатам оценки функционирования процесса;
- в ДИнф, оформленной по результатам проверки соблюдения требований документов по стандартизации;
- в ДИнф, оформленной по результатам проведения внутренних и внешних аудитов СМК;
- в ДИнф, оформленной по результатам анализа СМК;
- в ДИнф, оформленной по результатам проведения проверок организациями, имеющие по отношению к ООО ... правоустанавливающие, директивные, контрольные и/или разрешительные права.
Спецификациями процессов могут быть установлены дополнительные способы идентификации факта выявления несоответствующих результатов процессов с учетом их (процессов) особенностей.
Прекращение использования или поставки несоответствующих результатов процесса, как правило, реализуется посредством прекращения использования объекта (элемента СМК), находящегося под управлением процесса, до устранения выявленных несоответствий.
Особенности реализации прекращения использования или поставки несоответствующих результатов процесса устанавливаются спецификациями процессов.
Анализ несоответствующих результатов процессов с целью определения причин их появления, как правило, проводится:
- при анализе функционирования процесса его руководителем;
- при анализе СМК;
- при анализе результатов проверки соблюдения требований документов по стандартизации;
- при анализе отчетов аудиторов;
- при анализе отчетных документов, составленных по результатам проведения проверок организациями, имеющие по отношению к ООО ... правоустанавливающие, директивные, контрольные и/или разрешительные права.
Анализ несоответствующих результатов процессов с целью определения причин их появления также может проводится в рамках работ по исследованию причин претензий и рекламаций по СТО ... и появления несоответствующей продукции по СТО ... .
Планирование реализации необходимых коррекций и (или) корректирующих действий производится на основании соответствующей ДИнф, в соответствии с требованиями СТО ... (по коррекции и кор. действиям).
При необходимости, может планироваться реализация предупреждающих действий, в соответствии с требованиями СТО ... (по предупрежд. действиям).
Реализация (контроль реализации) запланированных коррекций, корректирующих и предупреждающих действий производится в соответствии с плановыми документами назначенными исполнителями.
Информирование потребителей результатов процесса (согласно карте соответствующего процесса) о выявлении несоответствующих результатов процесса, как правило, производится доведением необходимой документированной информации.
Особенности информирования потребителей результатов процесса о выявлении несоответствующих результатов процесса устанавливаются спецификациями процессов.
Как оформить процедуру управления несоответствующими результатами процессов? Вариантов несколько:
- стандарт организации плюс приложение к каждой спецификации процесса, устанавливающее порядок управления несоответствующими результатами для данного процесса;
- подраздел в Руководстве по качеству плюс приложение к каждой спецификации процесса, устанавливающее порядок управления несоответствующими результатами для данного процесса;
- подраздел в Руководстве по качеству плюс стандарт организации плюс приложение к каждой спецификации процесса, устанавливающее порядок управления несоответствующими результатами для данного процесса.
Для СМК по ГОСТ Р ИСО 9001–2015 пример оформления СТО 8765RISO-179-2022 «Система менеджмента качества. Управление несоответствующими результатами процессов. Общие положения» и спецификаций процессов можно посмотреть здесь.
Для СМК по ГОСТ РВ 0015–002–2020 пример оформления СТО 123456RW-192-2021 «Система менеджмента качества. Управление несоответствующими результатами процессов. Общие положения» и спецификаций процессов можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Актуальный перечень ранее опубликованных статей канала «СМК без секретов» со ссылками можно посмотреть/скачать.
24.05.2021