Эта статья завершает рассмотрение Десяти благ Веры в Амида-будду. Десятое благо называется "Благо достижения стадии истинного определения (не-возвращения)". Вот как его описывает в своей книге "ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ И НЭМБУЦУ В БУДДИЗМЕ ДЗЁДО-СИНСЮ" Джошо Адриана Кырля.
Приятного и познавательного чтения!
-------------------------
Обретая Веру (Синдзин) и произнеся Имя Амиды, мы при жизни вступаем в стадию истинного определения возрождения в Чистой Земле, где мы действительно возродимся после смерти и где мы сразу же достигнем состояния Будды (Нирваны). Также этот этап называется стадией не-возвращения, стадией непоколебимой уверенности, стадией правильного установления, стадией, равной совершенному Просветлению, стадией Будды Майтрейи и т. д. Вот некоторые отрывки, описывающие её:
Памятуя о бесконечной силе и
добродетелях этого Будды,
Можно вмиг взойти на стадию непоколебимой уверенности.
Поэтому я всегда помню об Амиде
(Нагарджуна "Дашабхумикавибхаса-шастра")
Когда мы, обычные люди, исполненные слепых страстей, полные кармического зла и подверженные рождению и смерти, обретаем Веру и практику, передаваемые Амидой для нашего спасения, мы тотчас же становимся рядом с последователями Махаяны, достигшими стадии правильного установления. А, поскольку мы пребываем в стадии правильного установления, мы неизменно достигаем Нирваны
(Синран Сёнин "Кёгёсинсё")
Те, кто стадии не-возвращения
Хочет достигнуть как можно скорее,
Должны преисполниться духом почтения,
От Имени Амиды оторваться не смея
Синран Сёнин ("Поэма об Отцах Школы Чистой Земли")
Когда человек обретёт истинный и реальный Синдзин (Веру), он сразу же заключается в объятия Буддой Беспрепятственного Света и пребывает в его сердце, более никогда не покидая его.
Быть "заключённым в объятия" (sesshu) означает быть захваченным (setsu) и и удержанным (shu). Когда мы "захвачены" Амидой, немедленно — без единого мига промедления — мы поднимаемся и достигаем стадии истинного определения
(Синран Сёнин "Записки об однократном и многократном памятовании Имени Будды")
"Стадия "не-возвращения" — это такая стадия, дойдя до которой человек уже не может упасть [на более низшие стадии] и обязательно достигнет состояния Будды
(Синран Сёнин "Примечания к надписям на Священных свитках")
Двое Почитаемых Миром своими устами
Создали для Земли Воздаянья действительную причину.
Те из нас, кто к братству благой уверенности пристанет,
Нирваны теперь непременно достигнут
(Синран Сёнин "Поэма о периодах Дхармы")
Человек, который обрёл Истинную Веру (Синдзин), достигает стадии стадии истинного определения в тот же миг без какого бы то ни было промедления
(Синран Сёнин "Примечания к надписям на Священных свитках")
Мы верим, что благодаря сиянию Амида, озаряющему нас в момент первого пробуждения веры в нашем сердце, мы обретаем Истинную Веру Алмазной Прочности, так что уже в этот момент Амида включает нас в число тех, чьё [спасение] предрешено, и когда наша жизнь кончается, все наши слепые страсти и препятствия зла перерождаются, и мы обретаем понимание не‐рождённости [всего сущего]
(Юйэн-бо "Избранные записи скорбящего об отступничестве")
Какими бы чудесными и глубокими ни были сутры и учения многочисленных прочих врат Дхармы, только Врата Дхармы Веры в Амиду обеспечивают ВСЕМ живым существам быстрое достижение состояния Будды. Почему так? Потому, что среди всех Будд только Амида предлагает свое спасение, ничего не прося взамен у нас, обычных людей, неспособных противостоять своим привязанностям и слепым страстям. Кроме того, среди всех Чистых Земель только Чистая Земля Будды Амиды не предъявляет особых требований к тем, кто хочет возродиться в ней. В тот самый момент, когда мы вверяем себя Амида-будде, мы уже при жизни получаем его непостижимую кармическую энергию (блага), которая в тот же миг возносит нас на стадию истинного определения возрождения в его Чистой Земле. После смерти мы окажемся в безопасном окружении Чистой Земли и сразу же достигнем совершенного Просветления (состояния Будды), поэтому вверения себя Амиде в этой жизни — самая лучшая гарантия того, что мы, самые обычные люди, достигнем Просветления:
Юн-цинь, наставник школы Виная, говорит:
"Смысл буддизма нигде не выражен так точно, как в окончательном учении Аватамсака-сутры и чудесных проповедях Лотосовой Сутры, и всё же в них нисколько не затронута доктрина всеобщей предрешённости. Как раз с её помощью КАЖДОМУ ИЗ СУЩЕСТВ уже в этой жизни дано свидетельство, касающееся достижения ими несравненно совершенного наивысшего Просветления. Что воистину является следствием практической силы непостижимого достоинства Изначальной Молитвы Амиды"
(Синран Сёнин "Кёгёсинсё")
Так же, как семя дуба, посаженное в благодатную почву, уже считается дубом, поскольку оно обязательно превратится в дуб, люди, получившие веру в Амиду, считаются равными совершенному Просветлению, потому что они обязательно достигнут его:
Пребывать на стадии не-возвращения значит утвердиться на стадии истинного определения. Иначе это можно назвать достижением состояния, равного совершенному Просветлению.
(Синран Сёнин "Записки о единственно-Вере")
Вверься Изначальной Молитве Амиды!
Ибо все, кто к Изначальной Молитве преисполнен доверия,
Оттого, что не будут брошены никогда, её Силой хранимы,
Достигнут наивысшего Просветления.
(Синран Сёнин "Поэма о периодах Дхармы")
Все Будды испытывают великую радость, когда какой-либо человек обретает Истинную Веру, и провозглашают: "Этот человек равен нам!" Такие слова радости Шакьямуни можно найти в Большой Сутре: "Тот, кто понимает, почитает и постигает [Дхарму] и испытывает от этого великую радость, является моим исключительно близким спутником"; поэтому он учит, что человек, обрётший Истинную Веру, равен Буддам.
(Синран Сёнин "Светильник для последних времён")
Необходимо понимать, что мы не равны Буддам в том смысле, что сейчас, в этой жизни, мы не обладаем такими же просветленными качествами, как они,и поэтому мы не должны сами себя называть равными им или сами себя считать их "исключительно близкими спутниками". Этот и другие подобные отрывки говорят о том, что Будды смотрят на нас так из радости от того, что мы следуем по Пути, который представляет собой истинную причину их прихода в этот мир:
Будды десяти направлений радуются обретению разума Веры и восхваляют его как равного сердцу и разуму всех Будд. Таким образом, человек Истинной Веры считается равным с Буддами. Он также считается подобным Майтрейе, будущему Будде.
(Синран Сёнин "Светильник для последних времён")
Я думаю, что в приведенном выше отрывке содержится ключ к пониманию идеи равенства со всеми Буддами. Быть равным с Буддами означает соответствовать желаниям их сердца и разума — быть "равным сердцу и разуму всех Будд". Таким образом, мы не равны им в том смысле, что являемся такими же, как они, но в том смысле, что исполняем желания их сердца и разума. Чего же желают все Будды? Чтобы все существа достигли состояния Будды. Каково основное намерение их появления в этом мире? Помочь нам пройти самый легкий путь к состоянию Будды — обрести веру в Амиду и возродиться в его Чистой Земле. Видя, что мы вверили себя Амиде, Будды смотрят на нас как на своих будущих соратников в совершенном Просветлении и в спасении всех существ. Радуясь, что мы скоро присоединимся к ним, они уже называют нас равными себе или своими "исключительно близкими спутниками"
Стадия истинного определения или стадия, равная совершенному Просветлению, также называется стадией Будды Майтрейи, который сейчас пребывает на небе Тушита. Будда Шакьямуни говорил о нём как о будущем великом Будде, который появится в этом мире через много миллиардов лет (точнее, через 5 670 000 000 лет) после его ухода. Синран Сёнин в Письмах писал об этом так:
Поскольку те, кто обрели Истинную Веру, без сомнения находятся на стадии истинного определения, они равны находящемся на стадии совершенного Просветления. В Большой Сутре Неизмеримой Жизни говорится, что те, кто были заключены в объятия [Амиды] и впредь никогда не будут оставлены [им], находятся на стадии истинного определения, а в Сутре Татхагаты Неизмеримой Жизни говорится, что такие люди достигли стадии, равной совершенному Просветлению. Хотя термины "истинное определение" и "равный совершенному Просветлению" и различаются, обозначают они одну и ту же стадию. Стадия "равная совершенному Просветлению" та же, на которой находится Майтрейя, следующий Будда. Поскольку люди Истинной Веры (Синдзин) гарантированно достигнут Высшего Просветления и говорится, что они подобны Майтрейе.
(Синран Сёнин "Светильник для последних времён")
Поскольку Майтрейя обязательно станет Буддой, он уже считается будущим Буддой. Следуя той же логике и мы, как будущие Будды, также можем считаться стоящими на одной ступни с Майтрейей.
Безусловно, есть разница между Майтреей и теми, кто вверил себя Амида-будде и сейчас находятся на стадии, равной совершенному Просветлению, как и он. И заключается эта разница в том, что Майтрейя достиг этой стадии благодаря опоре на Свою Силу, в то время как те, кто обрели Истинную Веру (Синдзин), достигли её благодаря Силе Амиды.
Есть еще одно отличие между Майтрейей и нами. Если ему придется ждать своего воплощения в этом мире, и, соответственно достижения состояния Будды, еще много миллиардов лет, мы, доверившись Амиде, станем Буддами сразу после того, как эта наша жизнь подойдёт к концу. До смерти и до нашего возрождения в Чистой Земле мы будем оставаться обычными людьми, исполненными слепых страстей, но несущими в себе решающую причину достижения состояния Будды. Мы подобны Майтрее и совершенному Просветлению не потому, что мы этого заслуживаем, а потому, что так сделал Амида. Вот что значит быть "заключённым в объятия [Амиды]и впредь никогда не оставляться [им]". Благодаря объятиям Амиды мы способны достичь этой стадии и обрести уверенность в своём становлении Буддами в Чистой Земле.
Одни люди способны летать благодаря своей собственной силой (Майтрейя), других же (нас) несёт самолет. И те, и другие летят (находятся на стадии не-возвращения/гарантированной Нирваны и т. д.) и достигнут своей цели, но достигнут её разными способами: первый — с помощью своей силы, а вторые — с помощью Иной Силы (Силы Амиды).
Если мы уже принадлежим к числу находящихся на ступени истинного определения и не-возвращения, мы можем в полной мере наслаждаться всеми остальными девятью благами. И мы также понимаем, что и это (десятое), все другие блага доступны нам благодаря передаче нам заслуг Будды Амиды (второе Благо).
Десятое благо — это чудесная весть о том, что мы, обычные люди, исполненные слепых страстей, обретём спасение (уверенность в своём возрождении в Чистой Земле), если вверим себя Амида-будде.