Найти тему
ZDG

Что такое "портретный объектив"?

Есть такая шутка, что фотограф может изуродовать человека одним пальцем. Речь идёт о том, что на фото человек получается совсем не так, как он выглядит в жизни. Иногда он может получиться даже лучше, но чаще – хуже. И всё это зависит в том числе от используемого объектива.

Предыдущие части: Бокэ, Как мыльницы стали круче зеркалок, Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

Нередко встречаются упоминания "портретных объективов", которые, как понятно из названия, предназначены для съёмки портретов. Что за уникальные способности у этих объективов?

Перспективное искажение

Почему рельсы сходятся вдалеке в одну точку? Ведь между ними одно и то же расстояние, оно не уменьшается. Виной тому перспективное искажение, которое делает близкие объекты более крупными, а далёкие более мелкими. И чем ближе мы находимся к объекту, тем больше это искажение.

Портретная геометрия

На человеческом лице некоторые части выступают вперёд, а некоторые наоборот ввалены:

(c) nine koepfer, https://unsplash.com/photos/zosE9lAYQlo
(c) nine koepfer, https://unsplash.com/photos/zosE9lAYQlo

Когда мы смотрим на лицо в фас, то одни части лица оказываются ближе, а другие дальше. Это значит, что они подвергаются перспективному искажению: ближние части выглядят крупнее (или дальние мельче, без разницы).

Да, нос всего лишь на пару сантиметров ближе к нам. Но этой пары сантиметров вполне достаточно, чтобы попасть под влияние перспективного искажения. Когда мы снимаем портрет, то как правило находимся близко от человека, а значит перспективное искажение будет усилено.

Как фотографы уродуют людей

Если у человека крупный нос, то он, допустим, уже комплексует по этому поводу. А при съёмке его крупный нос окажется даже ещё ближе, чем обычный нос. И значит, крупный нос "усиливает" сам себя – мало того, что он и так крупный, так на нём ещё и искажения сильнее, чем на обычном носу.

И вот, человек смотрит на получившийся портрет и ему не нравится, как он выглядит. Ведь в реальности он не такой.

(c) Nico Van Dijk, http://www.nicovandijk.net/affisheye.htm
(c) Nico Van Dijk, http://www.nicovandijk.net/affisheye.htm

Неприятным моментом в портрете может стать что угодно – губы, лоб, челюсть, скулы, уши...

Портретный стандарт

Наши глаза порождают своё собственное перспективное искажение, и мы привыкли к нему настолько, что просто его не замечаем. Стало быть, чтобы получить нормальный портрет, объектив должен создавать такое же перспективное искажение, как наши глаза. Тогда, глядя на фотографию, мы не увидим разницы с оригиналом.

Мы встаём на каком-то расстоянии от человека. Можно ближе или дальше, ну скажем от двух до пяти метров. И подбираем объектив с таким фокусным расстоянием, чтобы масштаб человека в кадре был не слишком крупным и не слишком мелким. Собственно говоря, всё это зависит от того, какой именно портрет мы хотим получить, но как правило нам нужен человек где-то по плечи / по грудь / по пояс или просто лицо крупным планом.

(c) Christopher Campbell, https://unsplash.com/photos/rDEOVtE7vOs
(c) Christopher Campbell, https://unsplash.com/photos/rDEOVtE7vOs

Обратите внимание: чем больше выбранное нами расстояние, тем меньше будет перспективное искажение (это то, к чему мы стремимся). Одновременно, чем больше расстояние, тем больше должно быть фокусное расстояние объектива, чтобы сохранить тот же масштаб.

Мы делаем фото и смотрим: получился человек таким, как в жизни? Если мы замечаем что-то вроде крупного носа или массивного подбородка, значит расстояние недостаточно. Нужно отойти ещё дальше, а фокусное расстояние объектива увеличить, чтобы компенсировать масштаб.

В конце концов выработался некий условный стандарт портретного объектива, то есть такого объектива, который даёт изображение, похожее на то, что мы видим глазами.

Его фокусное расстояние канонизируют по-разному. Кто-то говорит, что оно должно быть 50 мм, кто-то называет 85 мм, а кто-то 100 и даже 200 мм.

Закон тут лишь один – чем больше фокусное расстояние, тем дальше надо встать от портретируемого, и значит, тем меньше будет перспективное искажение. Но насколько оно должно быть больше или меньше, можете решить только вы, потому что фотограф может не только уродовать,

Но и приукрашивать

Некий модный фотограф снимает портреты с фокусным расстоянием 600 мм. При этом нужно так далеко отойти от модели, что переговариваться с ней приходится по рации.

Это экстремальный пример. Фокусное расстояние 600 мм сводит на нет перспективное искажение, что бывает полезно для некоторых типов лица.

Но не каждое искажение идёт во вред.

Представим обратный пример – у человека лицо широкое и плоское как блин, с крохотным носом. Вряд ли он захочет, чтобы на снимке его лицо оказалось ещё более плоским.

Что мы можем сделать в такой ситуации? Не убирать, а наоборот добавлять перспективное искажение. Тогда лицо визуально вытянется вперёд и перестанет быть плоским.

В целом, принцип "красивого портрета" заключается в следующем: Части лица, которые хочется сделать больше, нужно придвинуть ближе. Части лица, которые хочется сделать меньше, нужно отодвинуть дальше. Даже если это всего лишь пара сантиметров.

Девушки, которые делают сэлфи, давно освоили этот приём. Они часто поворачивают лицо под определённым углом, чтобы скрыть некоторые недостатки. Этот навык у них отработан до автоматизма.

Чтобы усилить разницу между большими и маленькими частями, надо придвинуться ближе. Чтобы уменьшить разницу, надо отодвинуться дальше.

Далее просто подбирается фокусное расстояние объектива для требуемого масштаба изображения.

Таким образом, название "портретный объектив" не подразумевает никаких жёстких характеристик. Это просто объектив, который требует отойти на такое расстояние от объекта, чтобы перспективное искажение стало таким, как нам нравится.

Что ещё нужно для портрета?

Кроме наличия "правильных" искажений, в портретах часто используют такие приёмы, как размытие фона и "жёсткость" изображения.

Размытие фона мы уже обсуждали в материале про бокэ, и чтобы его получить, требуется объектив с широким отверстием диафрагмы. Поэтому в понятии "портретные объективы" определённое фокусное расстояние сочетается с практически обязательным наличием большой светосилы (1.2, 1.4, 1.8).

Контрастность объектива также играет роль. Если объектив очень контрастный и резкий, изображение получается "жёстким". Каждая неровность на коже, каждая пора будут выступать.

Иногда к этому стремятся, чтобы показать фактуру:

(c) https://skylum.com/blog/understanding-contrast-in-photography
(c) https://skylum.com/blog/understanding-contrast-in-photography

Но вряд ли невеста обрадуется такой свадебной фотографии, поэтому другая категория портретных объективов имеет смягчённый рисунок: меньше контраста и чуть меньше резкости. В некоторых объективах есть специальный переключатель в "софт-режим", который добавляет размытости и мечтательности:

(c) sking, https://www.photo.net/discuss/members/sking.1909174/
(c) sking, https://www.photo.net/discuss/members/sking.1909174/

Заключение

Портретным объективом можно назвать любой объектив с фокусным расстоянием в области 85мм (плюс-минус), с высокой светосилой, и с высокой (или низкой) контрастностью на ваш выбор. Также преимуществом будет красивое бокэ.

Но нужно понимать, что никакой портретный объектив не работает автоматически на всех людях. У каждого человека есть свои индивидуальные особенности, и чтобы их скрыть или подчеркнуть, вам нужен не какой-то портретный объектив вообще, а именно такой объектив, который подойдёт именно для этого человека. Даже если он не считается портретным.