Капитализма, насколько я помню, особенно остро ждали в связи с появлением частной собственности. Капитализм пришел. Собственность задерживается.
Реклама каршеринга мне намекает, что Петя — не очень умный человек, потому что моет свою машину сам. И даже ремонтирует. А Вася — другое прогрессивное дело. Он скачал приложение и через минуту с удовольствием залезает в чистый, заправленный и обслуженный автомобиль. Это свобода.
Я, как и Петя, не хочу пользоваться предметом, которым помимо меня пользуется кто-то еще. Возможно, это не умно и не прогрессивно, но мне так нравится. Пока еще демократические ценности позволяют делиться собственным мнением. Рискну выступить на эту тему.
У меня есть роликовые коньки, которые я надеваю пару раз в сезон. Небольшая, но упорная практика и легкая ностальгия по хоккею в открытой коробке не дают выбросить снаряд. И я не хочу пользоваться прокатными роликами, потому что испытываю настороженность к вопросу гигиены чужих ног, которые побывали в валенках ранее. Аренда в этом случае мне кажется никакой не свободой, а заданием тренинга по борьбе с брезгливостью.
Я нормально отношусь к гостиницам. Прокату авто в другом городе. Подменным машинам на период ремонта своей. Суточной аренде квартир в командировке и постою в загородном доме (когда нет своего, но хочется ощутить тепло камина и подышать свежим воздухом). А вот эпизоды сдачи собственного жилья на время собственного отсутствия (чтобы не простаивало) кажутся мне дикостью. Уехал в отпуск, случайно приехал на день раньше, а гости разогревают сырники на фамильной сковороде и шляются по квартире в туфлях. Апогей социализма, от которого вроде как принято шарахаться.
Теоретически можно сдавать напрокат супругов. Устал от жены — открыл приложение. Какой вообще какой смысл в браке, если проще оформить аренду на выходные? Никаких хлопот. Не нужно ездить по больницам, поддерживать в сложные минуты, разгребать проблемы с родственниками. Оформил подписку — забыл про дополнительные траты и головную боль, сопровождающие любые отношения. Берем от жизни только лучшее.
Понятно, что удобно арендовать снегоход. На котором разомнешься по куражу один раз в жизни где-нибудь на замерзшем озере в Карелии. Да и то, если получится не уснуть между шашлыком и баней.
Облако предлагает мне рассортировать фотки таким образом, как это считает уместным двадцатилетний программист, никогда не державший в руках черно-белые карточки. У него для этого даже заготовлены категории: «облака», «лес» и «замечательный день». А у меня перед глазами несколько эпох носителей: ретро, диафильмы, ч/б, цветная печать из ателье. И только потом цифровая мыльница, зеркалка и смартфон. Который внезапно решил, что эволюция заканчивается на нем, и по этому праву можно предлагать пользователю готовые решения.
Каталогизируй и заморачивайся на собственном сервере или HDD, прикурив лучину, скажете вы. Так я этим и занимаюсь. Конечно, временами использую облако и электрическое освещение. Прекрасно понимая, что пользуюсь арендованным местом, а свет могут отключить в любое время. Пусть хранение на HDD не так безопасно. Дом может сгореть, а диск — утонуть. Дата центр надежней. И вообще, кому будет нужна информация через пару лет? Новой наштампуем, теперь это несложно.
Нормальное стремление к частной собственности превратилось (или совсем скоро окончательно превратиться) в аномальную аренду всего подряд. Понятно, что losing all hope is freedom, но вроде бы не к этому шли. Может быть, все-таки хотелось не в частную собственность (за которой нужно присматривать), а просто поменьше делать и побольше иметь?
Мне искренне непонятно, где проходит грань. Следуя логике аренды, нам не нужно широкое изучение специальностей в образовании. Если можно нанять любого специалиста и взять напрокат любой объект, картина мира расширяется исключительно во время потребления, а не в процессе творчества, аналитики, созидания. С одеждой, например, проще. Сдал грязные носки, привезли чистые. А если тянет ковыряться в моторе на выходных? Причем не в абстрактной машине, а в своей?
Мне кажется, что самоопределение человека заканчивается там, где он перестает модерировать свое продолжение. В деятельности. В общении и распространении информации через свое представление о мире. В предметах. На поминках особое значение приобретают вещи покойного. Ручка, зажигалка, чашка, украшение, брелок от ключей. Наверное, это не просто так.
Аренда в какой-то мере противоречит самой идее частной собственности. В ядреном социализме, если человек покупал автомобиль, это был его автомобиль. Ну, насколько я помню. Не нужно было делиться с соседом. Моему деду вместе с квартирой в пригороде Ленинграда в семидесятых выдали сарайку для хранения садового инвентаря и всякой мелочи. Была бы машина — дали бы гараж. Транспорт был служебный, автомобиль не требовался.
Я вижу противоречие в следующем: раньше у нас зарабатывали деньги так, как говорили. И тратили их примерно также. Плановая экономика. Условная частная собственность была, но не у всех. По мере удачи.
В странах истинного капитализма зарабатывали так, как могли. И тратили, куда хотели. Или на что хватало.
Сейчас, в неокапитализме, зарабатывают так, как могут. Но тенденция идет к тому, что тратить будут туда, куда скажут. В лайт-версии — с помощью рекламы и популистского общественного мнения. В хард-версии — с помощью тотального контроля движения денег и камер уличного наблюдения.
Капитализм, демократия, либеральная мысль и все производные, которые принято ассоциировать с термином «свобода выбора», при детальном рассмотрении выглядят не так бесхитростно. Когда ответственность — неотъемлемая балансирующая оборотная сторона свободы — убирается из уравнения, я не могу поверить, что в нем остается свобода.