Готовы ли якуты к бездорожью на долгие годы?
Власти Якутии готовы начать #строительство Ленского моста любой ценой. Даже если придется пожертвовать ремонтом и строительством дорог в Якутии. Средства на строительство очень дорогого объекта правительство республики намерено взять в республиканском Дорожном фонде. Но готовы ли жители Якутии к бездорожью на долгие годы? Да и будет ли он построен – этот Ленский мост? Подробности в материале Vostok.Today.
Ранее мы писали: Общественность Якутии просит запретить строительство Арктического центра
В Госсовет Якутии уже внесен законопроект об изменении закона «О дорожном фонде».
Из документа мы узнали, что изъять из «Дорожного фонда» Якутии в 2021 году планируется 1 млрд рублей, в 2022 году – 1,5 млрд рублей, а в 2023 году – 2 млрд рублей.
По итогам голосования проект одобрен к принятию.
Изъятые из «Дорожного фонда» #деньги власти Республики направят на строительство Ленского моста.
«Золотой» мост для Якутии
История планов по строительству Ленского моста насчитывает более 40 лет. Впервые о нем заговорили в начале 1980 годов – когда активно строился БАМ.
Но – не сложилось.
К проекту вернулись в 2007 – 2008 годах. Общая длина автомобильно-железнодорожного моста должна была составить 3180 м.
Проект даже получил одобрение Главгосэкспертизы в сентябре 2008 году.
Но строительство так и не началось.
В 2013 году Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на строительство и эксплуатацию моста через Лену. От железной дороги решено было отказаться. Без жд-составляющей мост должен был обойтись в 40 млрд рублей.
Срок реализации проекта оценили в 14 лет, с учетом проектирования и строительства. Победителем конкурса стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии» (Якутия). В него вошли банк ВТБ, ОАО «УСК», ОАО «Мост», ОАО «БАМстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект». Конкурсное рассмотрение завершилось в 2014 году.
Но строительство моста через Лену так и не началось – федеральный центр принял решение направить средства на строительство другого моста – Крымского.
Шли годы. Мост через Лену не строился, но дорожал.
К вопросу строительства вернулись в 2018 году. В марте 2019 года появилось положительное заключение Минэкономразвития РФ о включении Ленского моста в комплексную программу модернизации инфраструктуры России до 2024 года.
В 2020 году конкурс на строительство и эксплуатацию выиграл консорциум из ООО «ВИС» и «РТ Развитие бизнеса» (дочка Ростеха).
На инвестиционной стадии проекта расходы на строительство моста оценивались уже в 83,4 млрд рублей. То есть – более, чем в два раза дороже, чем в 2013 году. При этом железнодорожную составляющую в проект не вернули, он так и остался только автомобильным.
В 2020 году предполагалось, что проектные работы и прочие расходы на ранней стадии будут оплачивать частные #инвесторы – это 29,1 млрд рублей.
С 2021 года, после начала строительных работ, федеральный бюджет должен был вложить в строительство моста 47,9 млрд рублей. А к 2025 году свою часть – 6,4 млрд, должна была внести в строительство Якутия.
Минтранс России отказался от финансирования Ленского моста. Было решено, что 48 млрд рублей пойдут на другие объекты, которые уже начали строить. Очередной отказ в финансировании моста в Якутии объяснили сложностями, обусловленными пандемией коронавируса.
Мост планировали сдать в 2025 году. Власти Якутии заявляли, что, несмотря ни на что, работы будут продолжены, однако не объясняли, где возьмут деньги.
Мост вместо дорог?
Вернемся к уже принятому Госсоветом изменению закона о «Дорожном фонде» Якутии.
В пояснительной записке сказано, что законопроект необходим для исполнения обязательств Якутии по концессионному соглашению по строительству мостового перехода через Лену.
Авторы телеграм-канала YKTIMES.RU. Авторский взгляд подсчитали, что останется на дороги в Якутии:
"2021 г. - 9,4 млрд.руб.
2022 г. - 9,9 млрд.руб.
2023 г. - 11,7 млрд.руб.
Примерно половина денег - нацпроект БКАД. От половины минусуем деньги на мост и в дорожном фонде остается:
2021 г. - 3,7 млрд.руб.
2022 г. - 3,45 млрд.руб.
2023 г. - 3,85 млрд.руб."
Это на всю республику, со всеми ее дорогами, не включенными в нацпроект с учетом федеральных денег. Преимущественно, если посмотреть, на какие дороги запланированы деньги, ремонтировать дорожный фонд будут в Якутске, да и то – не весь.
Понять, насколько ничтожны оставшиеся на содержание и #ремонт дорог суммы, помогут, опять же, цифры: в 2018 году, когда еще не было нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», на эти цели в Якутии было выделено 5,8 млрд.
Авторы канала отмечают: через три года нацпроект закончится. А ООО «ВИС», согласно концессионному соглашению, Якутия из бюджета будет платить еще 17 лет. А это значит, что денег на дороги Якутии, со всеми её зимниками на одной пятой части территории РФ, попросту не останется.
Авторы канала отмечают, что, когда схему финансирования строительства моста обсуждали в Минтрансе РФ, Росавтодор был категорически против использования средств республиканского Дорожного фонда.
Ранее мы писали: Забота о многодетных в Якутии: воды нет, света нет, газа нет, дорог нет
Дороги нужнее Арктического центра?
В социальных сетях Якутии сегодня можно встретить замечания граждан по поводу того, что взять деньги на строительство моста можно было бы, отказавшись от строительства помпезного, но не настолько уж важного для людей, Арктического центра. Грандиозная стройка, которая больше раздражает якутян, нежели радует, обойдется бюджету в 18,5 млрд рублей.
Но и там генеральным подрядчиком выступает ООО «ВИС», а Якутия, согласно принятому властями решению, будет рассчитываться с ним до 2030 года. Хотя, в 2018 году глава Якутии Айсен Николаев обещал добиться для этого проекта федерального финансирования.
Получается, что и тут – огромные #долги на много лет вперед? Разумно ли это?
Ведь госдолг Якутии один из самых больших в ДФО, немного больше лишь у Хабаровского края. По данным Минфина РФ на 1 апреля 2021 года, госдолг Якутии составил 52,3 млрд рублей.
Разумно ли «вешать» на отягощенный долгами регион миллиардные обязательства на много лет вперед, особенно в условиях сегодняшней нестабильности в мире?
Да и будет ли он построен – Ленский мост? Таких гарантий сегодня никто, скорее всего, не даст. Мало ли на Дальнем Востоке долгостроев?
Напомним, в Якутии есть наболевшие проблемы, которые не решаются годами. Дороги – в их числе. Даже в столичном Якутске целый микрорайон «Северный», где проживают 2000 многодетных семей, более 10 лет остается без дорог, а также света, газа, водоснабжения.
Читать статью на сайте Vostok.Today
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала