Найти тему
Беерот Ицхак

Благословение луны — «Кидуш а-Левана»

Оглавление

«Кидуш а-левана» – «Освящение луны» (или «Благословение луны») – это одно из благословений, составленных членами Великого собрания, чтение которого является очень важной заповедью. Поэтому следует приложить все усилия для того, чтобы ее исполнить, как положено. В Талмуде сказано, что, исполняя эту заповедь, человек будто предстает перед Творцом (Санедрин, 42а; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», п. 1; «Йосеф Омец», п. 467).

Почему мы произносим благословение именно на луну, а не на какое-нибудь иное небесное тело, которое намного крупнее луны? Потому что луна является наглядным примером постоянного обновления мироздания, что явно указывает на непрерывную связь Творца с Его созданиями («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 426:2).

Временные рамки заповеди

Поскольку во время благословления луны необходимо получать удовольствие от ее свечения, заповедь Кидуш а-Левана можно исполнить со времени, когда луна отражает уже достаточно солнечного света и до того времени, когда она начнет убывать. В вопросе о том, с какого времени можно начать благословлять луну, мнения законоучителей разошлись. Некоторые считают, что заповедь вступает в действие только через семь суток после рождения луны [«Шулхан Арух», там же, п. 4; Рама ми-Пано, п. 78; согласно этой точки зрения следует большинство сефардов и хасидов («Бен Иш Хай», Ваикра, шана шния; п. 23; «Каф а-Хаим», 426:61). В отношении ночи седьмого дня после рождения луны существуют разные мнения (см. «Биркей Йосеф», 426:4; Рама ми-Пано, там же и др.)]. Согласно другому мнению, заповедь освящения луны можно исполнить уже через трое суток после рождения луны («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 426:13; «Мишна Брура», там же, п. 20). Рождение луны (молад) – это время, когда луна невидна, из-за того, что она находится максимально близко к солнцу.

Даже тот, кто всегда благословляет луну только по прошествии семи суток, если по какой-либо причине он не может исполнить заповедь после седьмых суток, например, в случае если он должен пройти операцию до этого времени и будет не в состоянии прочесть Кидуш а-Левана до середины месяца, он в одноразовом порядке может сделать это по прошествии трех суток после новолуния, полагаясь на второе мнение («Алихот Шломо», «Тфила», 15:10 и «Рош Ходеш», 1:27).

Чтобы установить точное время убывания луны и, соответственно, определить время завершения исполнения заповеди благословления луны, необходимо знать продолжительность лунного месяца.

Согласно устному приданию, полученному во время синайского откровения, лунный месяц продолжается 29 суток, 12 часов, 44 минуты и три целых и три десятых секунды. После полнолуния, которое происходит примерно в середине лунного месяца, луна начинает отражать все меньше и меньше солнечного света. Поэтому, поделив продолжительность лунного месяца надвое, мы узнаем точное время начала убывания луны, после которого уже нельзя исполнить заповедь освящения луны. Другими словами, по истечении четырнадцати суток, восемнадцати часов и немногим больше двадцати двух минут после рождения луны завершается время благословления луны.

Заметим, что отсчет ведут не от начала месяца, а именно от точного времени рождения луны, которое происходит за сутки, а то и за двое до новомесячья. Согласно некоторым мнениям (в соответствии с которыми установлен закон в «Шулхан Арухе», там же, п. 3) до завершения пятнадцати суток после новолуния читают Кидуш а-Левана с упоминанием имени Творца, пока не пройдет шестнадцать – без упоминания имени Творца, после этого – не читают вообще.

Отличия в обычаях

Основу Кидуш а-Левана составляет благословение луны, приведенное в Талмуде. Остальная часть текста, приведенная в сидурах во многом зависит от обычаев каждой отдельной общины. Так, например, ашкеназы в завершении читают молитву «Алейну», а сефарды не читают; сефарды после благословления луны произносят «Кадиш де-Рабанан», а ашкеназы – «Кадиш Ятом».

Способ исполнения заповеди

Перед тем, как совершить заповедь освящения луны, необходимо проверить, разрешено ли в этом месте произносить святые тексты: нет ли поблизости неприкрытых канализационных ям, помоек, уборных, испражнений, навоза («Мишна Брура», там же, п. 21). Необходимо чтобы одежда, тело и руки того, кто благословляет, были чистыми, а также, чтобы и он и все присутствующие были одеты согласно правилам скромности.

Даже тому, кто уже выучил Кидуш а-Левана наизусть, следует каждый раз читать текст, глядя в сидур («Мишна Брура», 100:2).

Перед тем, как читать Кидуш а-Левана, нужно взглянуть на луну, но особо пристально всматриваться в нее не следует.

Исполнить заповедь освящения луны возможно только при условии, что луна не затянута облаками. Легкое облако, сквозь которое хорошо видно луну, не является достаточной причиной, чтобы отложить благословение луны на более позднее время («Мишна Брура», там же, п. 3). Хотя многие представители сефардских общин предпочитают, по возможности, дождаться времени, когда луна не будет затянута даже прозрачным облаком («Морэ бе-Эцба», п. 184; «Каф а-Хаим», 426:18). Если одну часть луны заслоняет плотная туча, а другую ее часть отчетливо видно, разрешено прочитать Кидуш а-Левана («Алихот Шломо», «Рош Ходеш», гл. 1, «Двар Алаха», п. 44). Если луна затянулась облаками уже после того, как начали читать благословление, его дочитывают до конца («Мишна Брура», там же, п. 3). В случае если представляется очевидным, что до того, как успеют прочитать благословление, луна может затянуться тучами, его откладывают на другое время, когда луна будет отчетливо видна («Мишна Брура», там же, п. 3).

Если в принципе луна видна, но человек не имеет возможности ее увидеть, например, из-за проблем со зрением или потому, что он не может выйти в то место, где видно луну, ему следует послушать, как тот, кто ее видит, читает Кидуш а-Левана и ответить «Амен» на его благословление. При этом необходимо, чтобы произносящий благословление имел намерение, что он делает это также и для человека, который не видит луну, а человек, который не видит луну, в свою очередь должен иметь намерение, что Кидуш а-Левана читают так же и для него. Если нет такого человека, который может благословить луну, как положено, то тот, кто не видит луну, читает Кидуш а-Левана, не упоминая в благословении Имя Творца («Биур Алаха», там же, п. 2; «Ор ле-Цион», ч. 3, гл. 4; «Хазон Овадья», «Диней Кидуш а-Левана», стр. 364-366).

Тот, кто без очков луну не видит, а в очках видит ее достаточно отчетливо, благословляет сам («Шаарей Тшува», там же, п. 1).

Кидуш а-Левана не читают в крытом помещении, т. к. во время освящения луны мы, образно говоря, предстаем перед Создателем, и чтобы засвидетельствовать свое почтение и преклонение перед Ним, нам следует выйти к Нему навстречу, а не оставаться в здании, ожидая, чтобы Он сам пришел. Ведь чтобы встретить важного гостя, человек иногда выходит из дома, тем более необходимо это сделать, когда речь идет о Царе всех царей («Кидуш Левона», 5:1). Но если выход на улицу сопряжен с опасностью для здоровья, или если человек себя плохо чувствует, разрешено прочитать Кидуш а-Левана, находясь в комнате, из которой возможно увидеть луну через открытые окна или двери («Мишна Брура», там же, п. 3). Если по какой-либо причине, например, из-за холода или ветра, невозможно открыть окно, разрешено произнести благословение и при закрытом окне при условии, что луну будет видно через стекло («Мишна Брура», там же, п. 21; «Шаар а-Циюн», п. 25).

Разрешено благословлять луну, стоя под зонтом или под кроной дерева («Яскиль Авди», ч. 8, п. 38).

Кидуш а-Левана изначально следует читать стоя, не облокачиваясь ни на какие предметы, но тот, кто читал сидя, постфактум исполнил заповедь. Человеку, которому тяжело читать стоя, даже изначально разрешено благословлять луну, облокотившись на какой-либо предмет, сидя, или даже лежа, но при условии, что ему видно луну («Шулхан Арух», там же, п. 2; «Биюр Алаха», там же).

Во время исполнения заповеди освящения луны необходимо стоять по направлению к Земле Израиля, жителям Израиля – по направлению к Иерусалиму, а жителям Иерусалим – по направлению к Святая Святых. Стоять нужно прямо, соединив ноги, подобно тому, как это делают во время молитвы «Шмоне Эсре» («Йесод вэ-Шореш а-Авода», шаар 9, гл. 1, иньян «Кидуш а-Левана»; «Левушей Мордехай», таньяна, «Орах Хаим», п. 117).

Во время исполнения заповеди освящения луны необходимо выглядеть должным образом, как человек, которому назначена аудиенция с царем («Шулхан Арух», там же, п. 2). И если человек не хочет специально для исполнения заповеди освещения луны облачиться в праздничную одежду, он по крайней мере должен постараться выглядеть достойным образом («Мишна Брура», там же, п. 7).

Во время чтения благословения запрещено прерываться даже для того, чтобы тому, кто пожелал «Шалом Алейхем!» ответить «Алейхем а-Шалом!» и тем более – на посторонние разговоры («Ишей Исраэль», 40:33).

Человек, которому тяжело произносить слова вслух так, чтобы слышать то, что он говорит, как это положено делать, когда читают молитвы и благословения, может прочитать Благословение луны шепотом. Тот, кто не может прочитать Кидуш а-Левана даже шепотом, должен послушать, как благословляет вслух другой человек, а если такой возможности нет, то прочитать текст Освящения луны, не произнося его вообще, «про себя» («Шулхан Арух», там же, 185:9 и 206:3).

Изначально Кидуш а-Левана читают при большом стечении народа, ибо, чем больше людей, участвует в заповеди, тем ее исполнение более значимо: «Чем у царя больше подданных, тем больше его величие» (Мишлей, 14:28). Когда эту заповедь невозможно выполнить при большом стечении народа, следует постараться исполнить ее, по крайней мере, в присутствии Миньяна (кворума, состоящего, как минимум, из десяти евреев старше тринадцати лет). Человеку, которому трудно организовать массовое благословение луны, следует постараться собрать еще двух участников исполнения этой заповеди («Хаей Адам», 68:11), а если и это не получается, то благословлять луну самому («Каф а-Хаим», «Орах Хаим», 426:13).

Когда Кидуш а-Левана читают без миньяна, «Алейну» и «Кадиш» не читают («Имрей Йошар», «Моэд», п. 111 от имени Хазон Иша).

Время исполнения заповеди

Кидуш а-Левана читают исключительно ночью. Время исполнения этой заповеди – от выхода звезд и до зари (Рамо, там же, 426:1; «Бен Иш Хай», «Ваикра», шана шния; п.23; «Яскиль Авди», ч. 8, 20:53).

Наиболее благоприятные времена для благословения луны: после завершения Маарива (вечерней молитвы) исхода субботы, Йом Кипура и праздника Шавуот, когда все люди находятся в приподнятом настроении и облачены в праздничные одежды («Шулхан Арух», там же, п. 2; «Мишна Брура», там же, п. 5). Если ближайший исход субботы придется уже после 11 числа месяца, не ждут его, а благословляют луну вечером любого другого дня из-за опасения, что ближайшие дни будут облачными и в таком случае вообще может не удаться исполнить заповедь (Рамо, там же, 426:2; «Мишна Брура», там же, п. 6). В тех регионах и в то время года, когда из-за погодных условий не часто представляется возможность увидеть луну, следует исполнить заповедь сразу, как пришло время и не ждать исход субботы («Йешуот Яаков»).

Выше упоминалось, что Кидуш а-Левана следует читать при большом стечении народа, либо, по крайней мере, в присутствии миньяна. Если представилась возможность исполнить заповедь Кидуш а-Левана в присутствии миньяна не на исходе субботы, а на исходе субботы такой возможности, по всей вероятности, не будет, нужно исполнять ее сейчас и не ждать исхода субботы.

В субботние и праздничные ночи не читают Кидуш а-Левана, даже если праздничная ночь начинается на исходе субботы. Этому есть ряд причин, связанных с каббалой, и ряд причин, объяснимых логически...

читать дальше