Не упускай из виду! | La Course à l'échalote. Франция-ФРГ, 1975. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Мишель Фабр, Жан-Люк Вульфов, Клод Зиди. Актеры: Пьер Ришар, Джейн Биркин, Мишель Омон и др. Прокат в СССР – 1979. 28,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В середине 1970-х режиссера Клода Зиди на время увлекает дуэт француза Пьера Ришара и англичанки Джейн Биркин, с которыми он ставит подряд две динамичные комедии положений – «Горчица бьет меня в нос» (в нашем прокате фильм шел под аморфным названием «Он начинает сердиться») и «Не упускай из виду».
И в том, и в другом случае Пьер Ришар отшлифовывал найденную им маску рассеянного, сентиментального и застенчивого интеллигента, без конца попадающего впросак, чудом избегающего множества опасностей и влюбленного в хорошенькую женщину. Джейн Биркин была в этой роли столь же обаятельна, как и Мирей Дарк в другой комедийной дилогии с Пьером Ришаром, снятой примерно в то же время Ивом Робером («Высокий блондин в черном ботинке»).
В год выхода комедии «Не упускай из виду» в советский прокат киновед Виктор Демин (1937-1993) отозвался о ней вполне доброжелательно, похвалив Пьера Ришара за мастерство и умение приспосабливать найденный им типаж к различным обстоятельствам (Демин, 1979). Демин В. Блондин сменил ботинок // Спутник кинозрителя. 1979. № 2. С. 18.
В XXI веке до этой комедии добралось и бойкое перо кинокритика Дениса Горелова, который отметил, что «Клоду Зиди удавалось высечь искру именно из лобового столкновения стандарта с бесшабашем, мессы с клоунадой, а уставов с анархо‑синдикализмом. Внутри полюсов помещался рядовой француз Ришар, а возникшее электричество дыбило ему шевелюру, как у льва Бонифация. Как и лев, Ришар дыбом до неприличия нравился детям, заявляю со всей ответственностью. … Сам двигатель сюжета – сокрытие от общественности некомильфотных активов – тоже внимания не привлек… Куда прекрасней был аттракцион с пепелищем замка, от которого остались на длинных стояках один унитаз и ванна второго этажа, где под водой прятались Ришар со своей марухой и даже не сварились, а только вымокли. Или надувание пузыря из наклеенного на рот пластыря. Или торжественное внесение своего имени в спасенные документы – с раскуриванием сигары в конце. Они и сейчас важнее» (Горелов, 2019). Горелов Д. Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката. М.: Флюид ФриФлай, 2019.
Нынешним зрителям эта комедия, как правило, нравится. Приведу только один характерный отзыв:
«Это самая моя любимая комедия (Гайдай и Рязанов - вне конкуренции). Каждый раз, когда пересматриваю ее, покатываюсь со смеху. Ришар создал такой истинно комичный образ, неподдельно, искренно комичный. Чего стоят сцены с унитазом с самого начала до конца этой связки. Остановиться невозможно от смеха. Сцены со сценой (именно так: сцены со сценой) - это великолепно от самого начала до конца. Начиная с того момента, как Пьер рубит колонну и заканчивая тем, как хватает кейс и исчезает с веселой подружкой за руку, которая еще успевает сделать реверанс. Кроме того, как идеально построен сюжет! Ничего лишнего и всего вдоволь. … Очень органичный комический дуэт. Все остальные партнерши Ришара по другим фильмам в большей или меньшей степени, но уступают Джейн Биркин. … Браво Ришару и Биркин» (Людмила).
Александр Федоров, 2021