Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
— Возлюбленный! — Ужель не узнаёшь?
Я ласточка твоя — Психея!
1918 г.
Марина Цветаева
Я хочу посмотреть на миф о Психее с необычного ракурса и задаться вопросом, отрешившись от богов и богинь, от путешествий в Аид и т.д. – а что же могло происходить на самом деле? О чем это мы только что прочитали?
Это звучит самоуверенно, но я хочу сделать попытку расшифровать часть кода этого мифа.
Я не специалист, поэтому эту работу прошу воспринимать как фанфик, если угодно! Но я, как всегда, попытаюсь подкрепить свои мысли ссылками на некоторые источники, чтобы было понятно, почему я так думаю. А там сами решайте, есть ли в изложенном зерно истины.
Беру себе в качестве группы поддержки такого корифея как Мирча Элиаде, в частности его книгу «Обряды инициации и посвящения» - цикл лекций, который был прочитан автором в 1956 году в Чикагском университете и его ученика Брюса Линкольна с его лекцией «Инициация: женские инициации»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Элиаде,_Мирча
Цитировать Элиаде буду по изданию 1999 года издательство «Университетская книга» в переводе Г.А. Гельфанд.
Я хочу сравнить ход событий в мифе с этапами инициации (от слова «inicio» (начало, то есть начало нового этапа жизни) в примитивных обществах).
«Понятие «инициация» в самом широком смысле обозначает комплекс ритуалов и устных наставлений, направленных на радикальное преобразование религиозного и социального статуса иницианта».
После испытаний ребенок превращается во взрослого, он/она восстает как новое существо: становится «иным».
Обычно выделяют три категории инициации.
Нас будет интересовать только первая, которая охватывает ритуалы, маркирующие переход из детского или подросткового возраста во взрослое состояние и являющиеся обязательными для всех членов каждого конкретного общества.
Она бывает мужской и женской. От нее не уйти, она неизбежна. Без возрастной инициации развитие человека прекращается, он навсегда остается ребенком.
Помните, как Психея, прервав колебания своего отца, сказала – «Зачем долгим плачем несчастную старость свою мучаете? Зачем дыхание ваше, которое скорее мне, чем вам, принадлежит, частыми воплями утруждаете? …Ведите меня и ставьте на скалу, к которой приговорил меня рок. Спешу вступить в счастливый этот брак, спешу увидеть благородного супруга моего. Зачем мне медлить, оттягивать приход того, кто рожден всему миру на пагубу?»
И начинается «погребальная свадьба». То есть все прекрасно знают, что Психею ждет нечто ужасное, подобное смерти. И действительно, во время инициации должна была произойти символическая смерть, которая иногда оканчивалась и смертью реальной, потому что ритуалы зачастую бывали очень жестоки. Можно вспомнить хотя бы инициацию мальчиков в Спарте. Но не буду распыляться.
В эпизоде, когда Психея стоит, покинутая всеми на скале и ждет чудовище, мне видятся еще воспоминания о человеческих жертвоприношениях. Этот же поворот сюжета встречается и в мифе о Персее и Андромеде. Но там появляется герой и освобождает жертву.
Здесь же Психея на утесе в ужасе ждет свою судьбу.
Сделаю небольшой скачок от основной темы и подумаю, почему так часто в мифах и сказках мы встречаем мотив свадьбы девы со змеем. Вспомним хотя бы старый советский фильм «Василиса Прекрасная» 1939 года. Кто унес Василису? Змей. Зачем? Жениться!
Заинтересовавшись этим мотивом, я пустилась на поиски и вот, что нашла.
Оказалось, что существует так называемая концепция «основного мифа» суть которого - борьба Громовержца со Змеем. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов — антропоморфного (человекоподобного) божества-Громовержца и его противника — хтонического Змея. С этой оппозицией соотносятся все прочие — светлое-тёмное, верх-низ и т. п. Основным этот миф называется потому, что присущ всей индоевропейской мифологии. То есть он гораздо древнее, чем сама греческая мифология.
Эти же мотивы мы можем найти, к примеру, и в персидских сказаниях. Почему персидские сразу пришли мне на ум? А давайте-ка вспомним Леди Сперанцу с ее теорией происхождения ирландских сидхов от иранских эльфов! Мне тогда писали, что у меня связи логические нарушены, и я несу околесицу. Так вот, дорогие товарищи – нет! Не несу я околесицу. Несу я некую интересную информацию (по крайней мере, мне интересную).
Оказалось, что именно благодаря праиндоевропейской религии, все мифы индоевропейцев схожи. Там по сути действуют одни и те же герои и антигерои. Только называются они разными именами. Во всех мифологических системах Бог-солнце разъезжает на колеснице по небу, мир мертвых отделен от мира живых рекой, только называется она по-разному. У греков – это Стикс, по-русски – это река Смородина, через которую перекинут Калинов мост. Вспомнили давно забытые, прочитанные в детстве сказки?
А теперь цитата из интернета
«Представляется вероятным, что праиндоевропейская религия допускала существование лесных и полевых духов как мужского (эльфы, гномы, сатиры, лешие), так и женского пола (нимфы, русалки, хульдры, апсары)».
То есть то, до чего леди Уайльд дошла интуитивным путем, сейчас доказано! И мы можем смело сказать, что древнегреческие нимфы – дриады, наяды и прочие, -это британские феи и эльфы. Ближайшие родичи, как минимум – одно произошло из другого.
Поэтому в том, что в «Ветре в ивах» Кеннета Грэма Пан играет на свирели в Англии, нет никакого анахронизма. Это переосмысление, прекрасная творческая цитата, которая продолжает меня очаровывать!
https://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейская_религия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_основного_мифа
Но вернемся к нашей душечке Психее.
Инициация предполагает драматические испытания и проверки, зачастую очень болезненные и травматические. Сначала следует отделение от матери. Мы имеем эту стадию в «Психее». Девушку оставляют на скале, и ее уносит Зефир в неизвестном никому направлении.
А далее, если вы помните, таинственный муж является Психее в полной темноте. Как оказалось, одним из этапов инициации может быть нахождение в темноте, символизирующее связь женщины с Луной, ткачество или другие домашние обязанности (мы имеет перебирание зерен), изменение тела (Элиаде описывает массаж или избиения – в нашем мифе прислужницы Афродиты жестоко избивают беременную Психею). Заметьте еще, что сортировала зерна Психея ночью, а женские ритуалы, связанные с инициацией, происходили как правило ночью, по указанным выше причинам (связь с Луной). Утром Афродита пришли – а зерна разобраны! Афродита в этом мифе выполняет роль старейшины, которая надзирает за точностью всего процесса. Роль, как бы не совсем ей свойственная, поэтому в этом облике злой свекрови она не похожа сама на себя.
Меня не покидал вопрос – почему именно беременную Психею ожидали все эти испытания? Если мы применим к этому мифу понятие инициации, то найдем ответ и на этот вопрос.
Суть женской инициации в том, что девушку «ритуально подготавливают к принятию особого образа существования; она становится «творительницей жизни», а также узнает о своих обязанностях в обществе и в мире». Рождение дочери Волупии таким образом можно расценить как итог, главную цель всего рассказа о Психее.
Цитируем Мирчу Элиаде далее.
«Большинство испытаний, входящих в обряд посвящения, предполагает, с большей или меньшей очевидностью, ритуальную смерть с последующим воскресением или новым рождением. Центральный момент посвящения представлен обрядом, символизирующим смерть неофита и его возвращение к живым. Но к жизни он возвращается новым человеком, подготовленным к другому способу существования».
Психея – помните, что вскричала Афродита, когда впервые увидела Психею? Напоминаю ее слова относительно беременности Психеи – «…так что родится от него незаконное дитя, если я вообще позволю тебе доносить его». То есть с самого начала повествования нам много раз повторяют, что Психея находится на волосок от гибели.
Вторым заданием Психеи было пойти на луг и набрать шерсти от агрессивных овец. Тут прослеживается связь с ритуальным ткачеством, которое упомянул Элиаде. Не просто так понадобилась эта шерсть (золотое руно), скорее всего, что-то из нее потом было соткано.
Вот, что пишет Элиаде про ткачество
«Символика этих ремесел очень существенна: на позднейших фазах культуры она возводится в ранг принципа, объясняющего Мир. Так, Луна «прядет» нить Времени, и она же «ткет» человеческие жизни. Богини судьбы — прядильщицы. Мы обнаруживаем оккультную связь между концепцией периодического созидания, лежащего в основе Мира (концепция, рожденная лунной мифологией), идеей Времени и Судьбы, с одной стороны, — и ночной работой, женской работой, которую надо выполнять подальше от дневного света и скрытно, почти тайком, — с другой. В некоторых культурах, когда время изоляции приходит к концу, девушки продолжают встречаться в доме какой-нибудь старой женщины, чтобы вместе прясть. Прядение — опасное ремесло, им можно заниматься только в специальных домах и только в течение определенного периода, до установленного часа».
Можно предположить, что какая-то часть мифа о Психее со временем потерялась, но отсылки к ткачеству остались в виде упоминания золотого руна от взбешенных овец, как намек на священную и опасную суть этого занятия.
Теперь мы уже понимаем, что части мифа о Психее, связанные с оставлением ее на скале, затем пребыванием в темноте и наконец с избиением (поношением) у Афродиты очень древние.
Интересно, что Психею отдают в жены ужасному чудовищу. И в тексте несколько раз звучит предположение, что оно сожрет и ее, и ребенка. Тут можно допустить, что таким образом описывается сам Эрот, выступающий в одном из своих образов – первичном образе демона, рожденного Хроносом. А если мы узнаем, что Хроноса (не Кроноса – это другой персонаж) называли драконом-змеем, то вопрос, кто здесь змей, исчезает сам собой. Помните незабываемое изображение Эрота с копытами и обвитого змеями? То есть, мы имеем тут мотив брака девы со змеем.
А вот, что нам говорит Элиаде -
«…многие обряды посвящения включают мотив смерти в темноте от руки Божественного Существа. При этом мы хотим подчеркнуть, что уже первый акт ритуала налагал испытание смертью — новички насильственно помещались в неизведанный мир, и испытываемый ими ужас подтверждал присутствие в нем Божественных Существ».
Далее он описывает целый ряд ритуалов, которые имитируют пожирание инициируемых разными существами. Это символизировало период до нового рождения.
Чуть не забыла! Процесс инициации еще включал к себя испытание голодом. Чем потчует Психею Афродита? Куском черного хлеба!
Кстати,как пишет Элиаде, мотив пожирания инициируемого чудовищем символизировал не только и не столько смерть. Это была смерть перед новым рождением. То есть нахождение в темном замкнутом пространстве было аналогичном нахождению в утробе матери или в коконе, из которого потом должна была появиться бабочка.
Опять мысли возвращают меня к Психее!
Пока я не упустила это из виду, скажу, что в честь Психеи была названа бабочка мешочница - серенькая и ничем не привлекательная.
Применяя эту систему к остальным поворотам сюжета мифа мы видим, что и путешествие Психеи в Аид тоже прекрасно может быть соотнесено с последней стадией инициации - ритуальной смертью.
И она-таки умерла, когда, казалось, прошла все стадии испытания!
Но в отличие от своих сестер, Психея прошла инициацию - она вернулась к жизни в другом статусе, статусе жены бога и богини, созидающей новую жизнь.
Вот так вкратце, как мне показалось, можно трактовать этот миф. А то происходит досадный пробел - психологи этот миф и так, и сяк... А с точки зрения исторической - или совсем намеками, или пустота. Но тут есть интересный момент - инициация существовала и существует всегда и во всех обществах. А раз так, значит этот миф выражает наши глубинные понятия об устройстве мира, жизни и общества.
А дальше каждый может перечитать Психею и почитать , что написано об инициации и сравнить - шаг за шагом - те эпизоды из мифа, которые я не упомянула в силу того, что формат статьи не может быть бесконечным.
Вот и сказке конец, а кто слушал (читал) - молодец)))
Спасибо за внимание и терпение!
Ссылки на первую
https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/opiat-krylyshki-6091c87bde56f009bc058fe4
вторую
https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/erot-i-psiheia-6094675c7ffcba2d9ec0f5d0
третью
четвертую (Остапа понесло) части
#психея #древнегреческая мифология #мифы древней греции #культура