Найти тему
Chungurova Tatiana

Психея - апофеоз

Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
— Возлюбленный! — Ужель не узнаёшь?
Я ласточка твоя — Психея!

1918 г.

Марина Цветаева

Я хочу посмотреть на миф о Психее с необычного ракурса и задаться вопросом, отрешившись от богов и богинь, от путешествий в Аид и т.д. – а что же могло происходить на самом деле? О чем это мы только что прочитали?

Это звучит самоуверенно, но я хочу сделать попытку расшифровать часть кода этого мифа.

Жан Жозеф Тайяссон, Покинутая Психея
Жан Жозеф Тайяссон, Покинутая Психея

Я не специалист, поэтому эту работу прошу воспринимать как фанфик, если угодно! Но я, как всегда, попытаюсь подкрепить свои мысли ссылками на некоторые источники, чтобы было понятно, почему я так думаю. А там сами решайте, есть ли в изложенном зерно истины.

Беру себе в качестве группы поддержки такого корифея как Мирча Элиаде, в частности его книгу «Обряды инициации и посвящения» - цикл лекций, который был прочитан автором в 1956 году в Чикагском университете и его ученика Брюса Линкольна с его лекцией «Инициация: женские инициации»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Элиаде,_Мирча

Цитировать Элиаде буду по изданию 1999 года издательство «Университетская книга» в переводе Г.А. Гельфанд.

Я хочу сравнить ход событий в мифе с этапами инициации (от слова «inicio» (начало, то есть начало нового этапа жизни) в примитивных обществах).

«Понятие «инициация» в самом широком смысле обозначает комплекс ритуалов и устных наставлений, направленных на радикальное преобразование религиозного и социального статуса иницианта».

После испытаний ребенок превращается во взрослого, он/она восстает как новое существо: становится «иным».

Обычно выделяют три категории инициации.

Нас будет интересовать только первая, которая охватывает ритуалы, маркирующие переход из детского или подросткового возраста во взрослое состояние и являющиеся обязательными для всех членов каждого конкретного общества.

Она бывает мужской и женской. От нее не уйти, она неизбежна. Без возрастной инициации развитие человека прекращается, он навсегда остается ребенком.

Помните, как Психея, прервав колебания своего отца, сказала – «Зачем долгим плачем несчастную старость свою мучаете? Зачем дыхание ваше, которое скорее мне, чем вам, принадлежит, частыми воплями утруждаете? …Ведите меня и ставьте на скалу, к которой приговорил меня рок. Спешу вступить в счастливый этот брак, спешу увидеть благородного супруга моего. Зачем мне медлить, оттягивать приход того, кто рожден всему миру на пагубу?»

Макс Клингер. Психею ведут на скалу. Я отрыла в интернете восхитительное изящное издание Психеи 1880 года издания. Мне удалось эту книгу скачать!  Она прелестна! Все эти виньетки можно рассматривать часами. И это не просто красота - все эти цветочки и фигурки символичны. Недаром Клингер был представителем немецкого символизма. Ссылочка на сайт https://archive.org/details/amorundpsycheein00apul/mode/2up
Макс Клингер. Психею ведут на скалу. Я отрыла в интернете восхитительное изящное издание Психеи 1880 года издания. Мне удалось эту книгу скачать! Она прелестна! Все эти виньетки можно рассматривать часами. И это не просто красота - все эти цветочки и фигурки символичны. Недаром Клингер был представителем немецкого символизма. Ссылочка на сайт https://archive.org/details/amorundpsycheein00apul/mode/2up

И начинается «погребальная свадьба». То есть все прекрасно знают, что Психею ждет нечто ужасное, подобное смерти. И действительно, во время инициации должна была произойти символическая смерть, которая иногда оканчивалась и смертью реальной, потому что ритуалы зачастую бывали очень жестоки. Можно вспомнить хотя бы инициацию мальчиков в Спарте. Но не буду распыляться.

В эпизоде, когда Психея стоит, покинутая всеми на скале и ждет чудовище, мне видятся еще воспоминания о человеческих жертвоприношениях. Этот же поворот сюжета встречается и в мифе о Персее и Андромеде. Но там появляется герой и освобождает жертву.

Здесь же Психея на утесе в ужасе ждет свою судьбу.

Сделаю небольшой скачок от основной темы и подумаю, почему так часто в мифах и сказках мы встречаем мотив свадьбы девы со змеем. Вспомним хотя бы старый советский фильм «Василиса Прекрасная» 1939 года. Кто унес Василису? Змей. Зачем? Жениться!

Заинтересовавшись этим мотивом, я пустилась на поиски и вот, что нашла.

Жан-Огюст_доминик Энгр, Роже, освобождающий Анжелику (из "Неистового Роланда")
Жан-Огюст_доминик Энгр, Роже, освобождающий Анжелику (из "Неистового Роланда")
Эмиль Бин, Персей, освобождает Андромеду, 1865    Perseus freeing Andromeda. 1865. Emile Bin. French. 1825-1897. oil on canvas. http://hadrian6.tumblr.com
Эмиль Бин, Персей, освобождает Андромеду, 1865 Perseus freeing Andromeda. 1865. Emile Bin. French. 1825-1897. oil on canvas. http://hadrian6.tumblr.com

Оказалось, что существует так называемая концепция «основного мифа» суть которого - борьба Громовержца со Змеем. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов — антропоморфного (человекоподобного) божества-Громовержца и его противника — хтонического Змея. С этой оппозицией соотносятся все прочие — светлое-тёмное, верх-низ и т. п. Основным этот миф называется потому, что присущ всей индоевропейской мифологии. То есть он гораздо древнее, чем сама греческая мифология.

Эти же мотивы мы можем найти, к примеру, и в персидских сказаниях. Почему персидские сразу пришли мне на ум? А давайте-ка вспомним Леди Сперанцу с ее теорией происхождения ирландских сидхов от иранских эльфов! Мне тогда писали, что у меня связи логические нарушены, и я несу околесицу. Так вот, дорогие товарищи – нет! Не несу я околесицу. Несу я некую интересную информацию (по крайней мере, мне интересную).

Оказалось, что именно благодаря праиндоевропейской религии, все мифы индоевропейцев схожи. Там по сути действуют одни и те же герои и антигерои. Только называются они разными именами. Во всех мифологических системах Бог-солнце разъезжает на колеснице по небу, мир мертвых отделен от мира живых рекой, только называется она по-разному. У греков – это Стикс, по-русски – это река Смородина, через которую перекинут Калинов мост. Вспомнили давно забытые, прочитанные в детстве сказки?

А теперь цитата из интернета

«Представляется вероятным, что праиндоевропейская религия допускала существование лесных и полевых духов как мужского (эльфы, гномы, сатиры, лешие), так и женского пола (нимфы, русалки, хульдры, апсары)».

Альфонс Муха, Светловолосая фея
Альфонс Муха, Светловолосая фея

То есть то, до чего леди Уайльд дошла интуитивным путем, сейчас доказано! И мы можем смело сказать, что древнегреческие нимфы – дриады, наяды и прочие, -это британские феи и эльфы. Ближайшие родичи, как минимум – одно произошло из другого.

Поэтому в том, что в «Ветре в ивах» Кеннета Грэма Пан играет на свирели в Англии, нет никакого анахронизма. Это переосмысление, прекрасная творческая цитата, которая продолжает меня очаровывать!

https://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейская_религия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_основного_мифа

Но вернемся к нашей душечке Психее.

Инициация предполагает драматические испытания и проверки, зачастую очень болезненные и травматические. Сначала следует отделение от матери. Мы имеем эту стадию в «Психее». Девушку оставляют на скале, и ее уносит Зефир в неизвестном никому направлении.

Кинуко Крафт
Кинуко Крафт

А далее, если вы помните, таинственный муж является Психее в полной темноте. Как оказалось, одним из этапов инициации может быть нахождение в темноте, символизирующее связь женщины с Луной, ткачество или другие домашние обязанности (мы имеет перебирание зерен), изменение тела (Элиаде описывает массаж или избиения – в нашем мифе прислужницы Афродиты жестоко избивают беременную Психею). Заметьте еще, что сортировала зерна Психея ночью, а женские ритуалы, связанные с инициацией, происходили как правило ночью, по указанным выше причинам (связь с Луной). Утром Афродита пришли – а зерна разобраны! Афродита в этом мифе выполняет роль старейшины, которая надзирает за точностью всего процесса. Роль, как бы не совсем ей свойственная, поэтому в этом облике злой свекрови она не похожа сама на себя.

Макс Клингер, Афродита и Психея
Макс Клингер, Афродита и Психея

Меня не покидал вопрос – почему именно беременную Психею ожидали все эти испытания? Если мы применим к этому мифу понятие инициации, то найдем ответ и на этот вопрос.

Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение. Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59). Вот так переиначивались мифы с течением времени. Амуров уже несколько, поклоняются они, вероятно, Гере - вон ее павлин разгуливает вокруг алтаря.
Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение. Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59). Вот так переиначивались мифы с течением времени. Амуров уже несколько, поклоняются они, вероятно, Гере - вон ее павлин разгуливает вокруг алтаря.

Суть женской инициации в том, что девушку «ритуально подготавливают к принятию особого образа существования; она становится «творительницей жизни», а также узнает о своих обязанностях в обществе и в мире». Рождение дочери Волупии таким образом можно расценить как итог, главную цель всего рассказа о Психее.

Цитируем Мирчу Элиаде далее.

«Большинство испытаний, входящих в обряд посвящения, предполагает, с большей или меньшей очевидностью, ритуальную смерть с последующим воскресением или новым рождением. Центральный момент посвящения представлен обрядом, символизирующим смерть неофита и его возвращение к живым. Но к жизни он возвращается новым человеком, подготовленным к другому способу существования».

Психея – помните, что вскричала Афродита, когда впервые увидела Психею? Напоминаю ее слова относительно беременности Психеи – «…так что родится от него незаконное дитя, если я вообще позволю тебе доносить его». То есть с самого начала повествования нам много раз повторяют, что Психея находится на волосок от гибели.

Вторым заданием Психеи было пойти на луг и набрать шерсти от агрессивных овец. Тут прослеживается связь с ритуальным ткачеством, которое упомянул Элиаде. Не просто так понадобилась эта шерсть (золотое руно), скорее всего, что-то из нее потом было соткано.

Сэр Уильям Рассел Флинт, Клото (младшая из богинь судьбы Мойр)
Сэр Уильям Рассел Флинт, Клото (младшая из богинь судьбы Мойр)

Вот, что пишет Элиаде про ткачество

«Символика этих ремесел очень существенна: на позднейших фазах культуры она возводится в ранг принципа, объясняющего Мир. Так, Луна «прядет» нить Времени, и она же «ткет» человеческие жизни. Богини судьбы — прядильщицы. Мы обнаруживаем оккультную связь между концепцией периодического созидания, лежащего в основе Мира (концепция, рожденная лунной мифологией), идеей Времени и Судьбы, с одной стороны, — и ночной работой, женской работой, которую надо выполнять подальше от дневного света и скрытно, почти тайком, — с другой. В некоторых культурах, когда время изоляции приходит к концу, девушки продолжают встречаться в доме какой-нибудь старой женщины, чтобы вместе прясть. Прядение — опасное ремесло, им можно заниматься только в специальных домах и только в течение определенного периода, до установленного часа».

Джон Мелхиш Страдвик (художник-прерафаэлит), Золотая нить
Джон Мелхиш Страдвик (художник-прерафаэлит), Золотая нить

Можно предположить, что какая-то часть мифа о Психее со временем потерялась, но отсылки к ткачеству остались в виде упоминания золотого руна от взбешенных овец, как намек на священную и опасную суть этого занятия.

Теперь мы уже понимаем, что части мифа о Психее, связанные с оставлением ее на скале, затем пребыванием в темноте и наконец с избиением (поношением) у Афродиты очень древние.

Интересно, что Психею отдают в жены ужасному чудовищу. И в тексте несколько раз звучит предположение, что оно сожрет и ее, и ребенка. Тут можно допустить, что таким образом описывается сам Эрот, выступающий в одном из своих образов – первичном образе демона, рожденного Хроносом. А если мы узнаем, что Хроноса (не Кроноса – это другой персонаж) называли драконом-змеем, то вопрос, кто здесь змей, исчезает сам собой. Помните незабываемое изображение Эрота с копытами и обвитого змеями? То есть, мы имеем тут мотив брака девы со змеем.

А вот, что нам говорит Элиаде -

«…многие обряды посвящения включают мотив смерти в темноте от руки Божественного Существа. При этом мы хотим подчеркнуть, что уже первый акт ритуала налагал испытание смертью — новички насильственно помещались в неизведанный мир, и испытываемый ими ужас подтверждал присутствие в нем Божественных Существ».

Далее он описывает целый ряд ритуалов, которые имитируют пожирание инициируемых разными существами. Это символизировало период до нового рождения.

Чуть не забыла! Процесс инициации еще включал к себя испытание голодом. Чем потчует Психею Афродита? Куском черного хлеба!

Кстати,как пишет Элиаде, мотив пожирания инициируемого чудовищем символизировал не только и не столько смерть. Это была смерть перед новым рождением. То есть нахождение в темном замкнутом пространстве было аналогичном нахождению в утробе матери или в коконе, из которого потом должна была появиться бабочка.

Опять мысли возвращают меня к Психее!

Пока я не упустила это из виду, скажу, что в честь Психеи была названа бабочка мешочница - серенькая и ничем не привлекательная.

Применяя эту систему к остальным поворотам сюжета мифа мы видим, что и путешествие Психеи в Аид тоже прекрасно может быть соотнесено с последней стадией инициации - ритуальной смертью.

-12

И она-таки умерла, когда, казалось, прошла все стадии испытания!

Но в отличие от своих сестер, Психея прошла инициацию - она вернулась к жизни в другом статусе, статусе жены бога и богини, созидающей новую жизнь.

Макс Клингер, Психея на Олимпе
Макс Клингер, Психея на Олимпе

Вот так вкратце, как мне показалось, можно трактовать этот миф. А то происходит досадный пробел - психологи этот миф и так, и сяк... А с точки зрения исторической - или совсем намеками, или пустота. Но тут есть интересный момент - инициация существовала и существует всегда и во всех обществах. А раз так, значит этот миф выражает наши глубинные понятия об устройстве мира, жизни и общества.

А дальше каждый может перечитать Психею и почитать , что написано об инициации и сравнить - шаг за шагом - те эпизоды из мифа, которые я не упомянула в силу того, что формат статьи не может быть бесконечным.

Вот и сказке конец, а кто слушал (читал) - молодец)))

Спасибо за внимание и терпение!

Вильям Адольф Бугро (30 ноября 1825, Ла-Рошель — 19 августа 1905, там же) Амур и Психея
Вильям Адольф Бугро (30 ноября 1825, Ла-Рошель — 19 августа 1905, там же) Амур и Психея

Ссылки на первую

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/opiat-krylyshki-6091c87bde56f009bc058fe4

вторую

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/erot-i-psiheia-6094675c7ffcba2d9ec0f5d0

третью

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/kogda-psiheiajizn-spuskaetsia-k-teniam-6099a755fe106d592259ac77

четвертую (Остапа понесло) части

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/psiheia-puteshestviia-dushi-60a4403952377740c04e1b04

#психея #древнегреческая мифология #мифы древней греции #культура