Найти в Дзене
Андрей Аксютин

Зенитные танки Третьего Райха. Объем производства.

Созданию зенитной артиллерии в нацистской Германии было уделено большое внимание. Опыт Великой войны показал, что истребительная авиация не в состоянии защитить территорию Фатерлянда от налетов противника. Не лучше дела обстояли и с противовоздушной обороной сухопутных войск. Были предприняты меры по созданию целого спектра зенитных орудий, которые должны были обеспечивать противодействие авиации противника во всем диапазоне высот. Если 20- и 37-мм автоматические пушки предназначались для поражения самолетов на малых высотах (2000 – 3500 м), то 88- и 105-мм – на больших высотах (7000 – 9000 м) . Запущенная в 1942 году в серийное производство 128-мм орудие должно было вести огонь по целям, находящимся на сверх больших высотах (до 11000 м). Попытка создать 50-мм автоматическую пушку, способную поражать цели на средних высотах (5000 м) особым успехом не увенчалась. Кроме того, имели место и поистине монструозные проекты: 150-, 170-, 240-мм. Впрочем, здесь речь пойдет о первых двух автомат

Созданию зенитной артиллерии в нацистской Германии было уделено большое внимание. Опыт Великой войны показал, что истребительная авиация не в состоянии защитить территорию Фатерлянда от налетов противника. Не лучше дела обстояли и с противовоздушной обороной сухопутных войск. Были предприняты меры по созданию целого спектра зенитных орудий, которые должны были обеспечивать противодействие авиации противника во всем диапазоне высот. Если 20- и 37-мм автоматические пушки предназначались для поражения самолетов на малых высотах (2000 – 3500 м), то 88- и 105-мм – на больших высотах (7000 – 9000 м) . Запущенная в 1942 году в серийное производство 128-мм орудие должно было вести огонь по целям, находящимся на сверх больших высотах (до 11000 м). Попытка создать 50-мм автоматическую пушку, способную поражать цели на средних высотах (5000 м) особым успехом не увенчалась. Кроме того, имели место и поистине монструозные проекты: 150-, 170-, 240-мм.

Впрочем, здесь речь пойдет о первых двух автоматических пушках, а вернее о танках, на которые они ставились. О Flakpanzer.

Вся линейка Flakpanzer IV
Вся линейка Flakpanzer IV

Первыми в 1939 – 40 годах легкими зенитками стали вооружать полугусеничные тягачи Sd. Kfz. 6, 7 и 10. Предназначались они для совместных действий с сухопутными войсками. Помимо непосредственно ПВО (противовоздушная оборона), они использовались и на противотанковом поприще. Сие не являлось вынужденной мерой, скорее это входило в их первоочередные обязанности. Подобное использование небронированных машин приводило к неоправданно высоким потерям. Французская кампания стала первым звонком. Против танков с противоснарядным бронированием они были бессильны. Особенно остро это проявилось летом – осенью 1941 года на Восточном фронте. Если с легкобронированными Т-26 и БТ они весьма успешно справлялись, то контакт с Т-34 и КВ не предвещал ничего хорошего. Впрочем, с осени 1941 года в противниках объявился новый легкий танк Т-60. Он был настолько массовым, что его прозвали «саранча». Однако танк, не имея выдающихся характеристик по бронезащите, становился перспективной целью и для 2-cm Flak, правда, уже на близких дистанциях. В этом случае самоходке самой требовалась хоть какая-то броня. Наибольше всего для этого подходило танковое шасси. Тем более, что в условиях бездорожья, оно вело себя все равно лучше, чем продвинутые полугусеничники Книпкампа.

Первой такой машиной можно считать 2 cm Flak 38 (sfl) auf Pz.Kpfw.I Ausf.A.

2 cm Flak 38 (sfl) auf Pz.Kpfw.I Ausf.A. Зима 1941-42 года
2 cm Flak 38 (sfl) auf Pz.Kpfw.I Ausf.A. Зима 1941-42 года

Об этапах создания данной машины информации нет. Даже в трудах Т. Йенца, Х. Дойла, П. Чемберлена, В. Шпильбергера о ней нет ни слова. Это говорит о том, что появление машины едва ли связано с Управлением Вооружений. Скорее всего это была чья-то частная инициатива. Об этом свидетельствует и использованное шасси. Pz.Kpfw.I Ausf.A в 1941 году в войсках можно было встретить только в Северной Африке в корпусе Роммеля. Остальные находились в учебных частях. Но факт остается фактом: в ЗСУ были переделаны 24 шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. Так же, не известно, когда и где происходил процесс переделки. Известно, что эти машины поступили в Fla-Bataillon (Sfl) 614. Сформированный 5 мая 1941 года батальон, получил штатные 24 2-cm Flak (Sfl) и 6 буксируемых 2-cm Flak-Vierling 38. Вероятнее всего этими 24 ЗСУ были 2 cm Flak 38 (sfl) auf Pz.Kpfw.I Ausf.A. Впрочем, в составе войск, перешедших границу СССР 22 июня 1941 года, батальон не значился. Известно, что он участвовал в боях на южном участке фронта с осени 1941 года. Старое, слабое шасси, которое требовало частого ремонта, и, соответственно, длительного простоя, сыграло с установками злую шутку: некоторые из них доехали до Сталинграда. Путь этот оказался настолько тернистым, что 614-й батальон в январе 1943 года был расформирован.

Вплоть до 1943 года вопроса о создании легких ЗСУ на танковом шасси не возникало. Люфтваффе вполне справлялись со своими обязанностями по защите неба над сухопутными войсками. Однако уже к середине года стало ясно, что о господстве в воздухе следует забыть. Примерно в это же время ЗСУ на базе полугусеничных тягачей стали получать бронирование капота и кабины. Впрочем, подобная защита была скорее символической. Решение проблемы было найдено очень просто: было решено использовать шасси Pz. Kpfw. 38 (t). База устаревшего танка весьма удачно подошла для создания целого ряда самоходных установок с орудиями калибра от 75 до 149-мм. Размещение на шасси 20-мм пушки проблем не вызвало. Практически без испытаний, машина была запущена в серию. Для этого на Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM) из 10-й серии шасси Ausf. M, то есть с размещением двигательной установки в центре корпуса, выделили 151 шасси. Впрочем, 10 из них были закончены как 15cm Geschützwagen 38 für sIG 33/2 (Sf.) Grille. Эта партия стала именоваться Ausf. L. Серийные номера машин оказались разбросаны в достаточно широком диапазоне: 2711 – 3269. Первые 50 ЗСУ сдали в ноябре 1943 года, 37 в декабре. 41 установку закончили в январе 1944 года и последние 13 – в феврале. Стоит отметить, что, ни Flakpanzer 38(t), ни, тем более, «Gepard», ее не называли. Машина именовалась достаточно просто: Panzerkampfwagen 38 für 2cm Flak 38 (Sd.Kfz. 140).

Panzerkampfwagen 38 für 2cm Flak 38 (Sd.Kfz. 140) во дворе завода
Panzerkampfwagen 38 für 2cm Flak 38 (Sd.Kfz. 140) во дворе завода

Согласно штата KStN 1195 от 1 февраля 1944 года в бронированную зенитную роту (Pz Fla-Zug) должно было входить 12 Sd.Kfz. 140. Все установки поступили в дивизии, действовавшие в Италии и на Западе.

Италия

26.Pz.Div., Pz.Div. «Hermann Göring», 90. Pz.Gr.Div.

Запад

2.Pz.Div., Pz.Lehr-Div., 21.Pz.Div., 29. Pz.Gr.Div., 1. SS-Pz.Div., 2. SS-Pz.Div., 12. SS-Pz.Div., 17. SS-Pz.Div.

Кроме того, 8 машин, предназначавшихся для 10. SS-Pz.Div., были переданы в 17. SS-Pz.Div. Но, поскольку, это произошло уже в сентябре, то, не исключено, что эти установки ранее использовались как учебные.

Впрочем, небольшое количество ЗСУ повоевало и на Восточном фронте; например, Pz.Div. «Hermann Göring» в 20-х числах июля 1944 года была переброшена под Варшаву, где в составе 3-го танкового корпуса приняла участие в боях со 2-й Танковой армией РККА.

Однако к середине 1943 года боевая эффективность одинарной 2cm Flak стала оцениваться уже, как посредственная. 29 мая 1943 года на совещании в Берлине офицерами от Panzertruppe было потребовано срочно обеспечить ПВО войск ЗСУ с 2cm Vierling, 3,7cm Zwilling, а лучше всего 5,5-cm Flak. Все установки должны были быть созданы на шасси Pz. Kpfw. IV.

21 августа с Krupp был заключен контракт на разработку Aufbau auf Pz.IV f. Le.Flak Waffen. Вооружаться машина должна была 2cm Flak-Vierling.

Прототип с 2cm Flak-Vierling 38
Прототип с 2cm Flak-Vierling 38

Прототип был закончен в конце сентября 1943 года. После проведения испытаний, ближе к концу октября, было решено, что установка всех устраивает. Производство должно было начаться с апреля 1944 года по 20 единиц в месяц. Правда, параллельно предлагалось установить на той же платформе и 3,7cm Flak.

Но уже 21 декабря 1943 года решение о запуске ЗСУ с 2cm Flak-Vierling в серию было отменено в угоду 3,7cm Flak. В переделку отправился и прототип, где на него, взамен 4-хствольного автомата, установили 3,7cm Flak 43.

3 января 1944 года было окончательно решено, что в серию пойдет машина с 37-мм пушкой. Требовалось уже с февраля выпускать по 20 установок в месяц.

7 февраля 1944 года были заключены контракты на изготовление серии из 100 установок. Сборку осуществлял Werk Stahlindustrie в Дуйсбурге, в то время как шасси для них должен был поставлять Krupp-Grusonwerk. Согласно графику, необходимо было выпускать по 20 штук в месяц, начиная с 1 марта. Шасси получили номера в диапазоне 93251 – 93500. Когда за машиной закрепилось название Mobelwagen, вопрос спорный. Вероятнее всего это произошло, либо на этапе проектирования, либо на производстве.

3,7cm Flakpanzer IV. Машина раннего выпуска
3,7cm Flakpanzer IV. Машина раннего выпуска

Производство 3,7cm Flakpanzer IV (Sd. Kfz. 161/3):

1944 год

Март – 20

Апрель – 20

Май – 15

Июнь – 34

Июль – 31

Август – 30

Сентябрь – 24

Октябрь – 14

Ноябрь – 10

Декабрь – 7

1945 год

Январь – 5

Февраль – 18

Март – 12

Итого 240 установок. Однако в отчете Werk Stahlindustrie от 30 августа 1945 года говорится о 243 вновь построенных машинах. Не исключено, что несколько установок могли собрать и в апреле.

Несмотря на то, что производство машины велось до самого конца войны, она считалась временным решением. Полноценных зенитных танков даже к середине 1944 года конструкторы дать пока не могли. Поэтому, в начале июня, было принято решение ставить на стандартные танковые шасси специальные башни открытого типа с зенитным вооружением. Для этого должны были использоваться поступающие в ремонт линейные танки Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV.

В качестве вооружения по-прежнему рассматривались 2cm Flak-Vierling и 3,7cm Flak 43. Вместо того, что бы заключить контракты с фирмами-производителями, было решено создать Kommando Ostbau-Sagan в составе Panzer-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 15. Аналогичное Baukommando Becker ранее занималось всякого рода переделками французской техники. Но если Альфреду Беккеру были предоставлены в распоряжение несколько предприятий в окрестностях Парижа, включая завод Hotchkiss, то здесь были вынуждены обходиться куда более скромными ресурсами. Впрочем, ремонтные шасси и новые башни поставлялись с Deutsche Rohrenwerke.

Flakpanzer IV с зенитной установкой 2cm Flak-Vierling получил название Wirbelwind (Sd.Kfz. 161/4)

Wirbelwind (Sd.Kfz. 161/4)
Wirbelwind (Sd.Kfz. 161/4)

Производство

1944 год

Июль – 17

Август – 20

Сентябрь – 28

Октябрь – 2

Ноябрь – 19

Декабрь – 11

1945 год

Январь – 3

Впрочем, едва ли на этом можно поставить точку. Что происходило с производством установок в апреле, данных не сохранилось. Но с учетом того, что к этому времени Kommando Ostbau-Sagan получило еще 19 новых и 40 ремонтных шасси, можно предположить, что общий объем их выпуска мог составить 150-160 штук.

Flakpanzer IV с зенитной установкой 3,7cm Flak 43 получил название Ostwind. Специального номера машина не имела.

Ostwind
Ostwind

Первые 4 машины были собраны в декабре 1944 года. В январе 1945 года сделали 10 и 1 в марте. Кроме того на Werk Stahlindustrie в феврале 1945 года на новых шасси сделали еще 7 Ostwind.

В декабре 1944 года по инициативе Baurat Becker была предпринята попытка создания установок по типу Wirbelwind и Ostwind на шасси Pz. Kpfw. III. Опыты показали, что, в принципе, это возможно. 18 башен «Keksdose» с 3,7cm Flak 43 были построены к концу марта 1945 года. Установка их на шасси производилась в Sturmartillerie-Schule Burg. Можно говорить о примерно 11 переделанных танках. Увы, но об этой машине практически ничего не известно. Нет и фотоматериала.

О полноценном зенитном танке в военном руководстве Германии говорили много. Но что-то более-менее интересное стало формироваться к началу 1944 года. Разрабатывавшуюся для подводных лодок установку с 3cm спаренными пушками Mk 103 решили применить и на танковом шасси. 20 июня 1944 года были заказаны 300 подбашенных коробок. Первые три должны были быть готовы в августе, а затем делать по 30 штук в месяц. Новая машина, именовавшаяся Leichter Flakpanzer IV mit 3cm Mk 103 als Zwilling Waffe (Kugelblitz), должна была пойти в серию в сентябре. В этом месяце Werk Stahlindustrie обязывалась поставить первые 5 танков установочной серии. Впрочем, вскоре, начало выпуска было отодвинуто: две машины можно было ожидать только в октябре и 3 в ноябре.

Деревянная модель Kugelblitz в масштабе 1/10. Август 1944 года
Деревянная модель Kugelblitz в масштабе 1/10. Август 1944 года

В октябре были начаты постройкой два шасси на Daimler-Benz и три на Werk Stahlindustrie. Тогда же с Daimler-Benz на Werk Stahlindustrie отправили две подбашенные коробки.

Krupp изготовил и отправил на Werk Stahlindustrie с августа 1944 по февраль 1945 года 51 подбашенную коробку.

Но проблемы с доведением башни до рабочего состояния, не могли не сказаться на планах производства самого танка. Уже 30 января 1945 года было сказано, что Werk Stahlindustrie в феврале соберет 10 установок, 10 в марте и, затем, перейдет на выпуск по 40 штук в месяц.

Впрочем, и эти планы оказались несбыточными. В феврале собрали первые и последние 2 машины. Одна из них была отправлена на полигон в Куммерсдорф. О дальнейшей судьбе установок ничего не известно.