Созданию зенитной артиллерии в нацистской Германии было уделено большое внимание. Опыт Великой войны показал, что истребительная авиация не в состоянии защитить территорию Фатерлянда от налетов противника. Не лучше дела обстояли и с противовоздушной обороной сухопутных войск. Были предприняты меры по созданию целого спектра зенитных орудий, которые должны были обеспечивать противодействие авиации противника во всем диапазоне высот. Если 20- и 37-мм автоматические пушки предназначались для поражения самолетов на малых высотах (2000 – 3500 м), то 88- и 105-мм – на больших высотах (7000 – 9000 м) . Запущенная в 1942 году в серийное производство 128-мм орудие должно было вести огонь по целям, находящимся на сверх больших высотах (до 11000 м). Попытка создать 50-мм автоматическую пушку, способную поражать цели на средних высотах (5000 м) особым успехом не увенчалась. Кроме того, имели место и поистине монструозные проекты: 150-, 170-, 240-мм.
Впрочем, здесь речь пойдет о первых двух автоматических пушках, а вернее о танках, на которые они ставились. О Flakpanzer.
Первыми в 1939 – 40 годах легкими зенитками стали вооружать полугусеничные тягачи Sd. Kfz. 6, 7 и 10. Предназначались они для совместных действий с сухопутными войсками. Помимо непосредственно ПВО (противовоздушная оборона), они использовались и на противотанковом поприще. Сие не являлось вынужденной мерой, скорее это входило в их первоочередные обязанности. Подобное использование небронированных машин приводило к неоправданно высоким потерям. Французская кампания стала первым звонком. Против танков с противоснарядным бронированием они были бессильны. Особенно остро это проявилось летом – осенью 1941 года на Восточном фронте. Если с легкобронированными Т-26 и БТ они весьма успешно справлялись, то контакт с Т-34 и КВ не предвещал ничего хорошего. Впрочем, с осени 1941 года в противниках объявился новый легкий танк Т-60. Он был настолько массовым, что его прозвали «саранча». Однако танк, не имея выдающихся характеристик по бронезащите, становился перспективной целью и для 2-cm Flak, правда, уже на близких дистанциях. В этом случае самоходке самой требовалась хоть какая-то броня. Наибольше всего для этого подходило танковое шасси. Тем более, что в условиях бездорожья, оно вело себя все равно лучше, чем продвинутые полугусеничники Книпкампа.
Первой такой машиной можно считать 2 cm Flak 38 (sfl) auf Pz.Kpfw.I Ausf.A.
Об этапах создания данной машины информации нет. Даже в трудах Т. Йенца, Х. Дойла, П. Чемберлена, В. Шпильбергера о ней нет ни слова. Это говорит о том, что появление машины едва ли связано с Управлением Вооружений. Скорее всего это была чья-то частная инициатива. Об этом свидетельствует и использованное шасси. Pz.Kpfw.I Ausf.A в 1941 году в войсках можно было встретить только в Северной Африке в корпусе Роммеля. Остальные находились в учебных частях. Но факт остается фактом: в ЗСУ были переделаны 24 шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. Так же, не известно, когда и где происходил процесс переделки. Известно, что эти машины поступили в Fla-Bataillon (Sfl) 614. Сформированный 5 мая 1941 года батальон, получил штатные 24 2-cm Flak (Sfl) и 6 буксируемых 2-cm Flak-Vierling 38. Вероятнее всего этими 24 ЗСУ были 2 cm Flak 38 (sfl) auf Pz.Kpfw.I Ausf.A. Впрочем, в составе войск, перешедших границу СССР 22 июня 1941 года, батальон не значился. Известно, что он участвовал в боях на южном участке фронта с осени 1941 года. Старое, слабое шасси, которое требовало частого ремонта, и, соответственно, длительного простоя, сыграло с установками злую шутку: некоторые из них доехали до Сталинграда. Путь этот оказался настолько тернистым, что 614-й батальон в январе 1943 года был расформирован.
Вплоть до 1943 года вопроса о создании легких ЗСУ на танковом шасси не возникало. Люфтваффе вполне справлялись со своими обязанностями по защите неба над сухопутными войсками. Однако уже к середине года стало ясно, что о господстве в воздухе следует забыть. Примерно в это же время ЗСУ на базе полугусеничных тягачей стали получать бронирование капота и кабины. Впрочем, подобная защита была скорее символической. Решение проблемы было найдено очень просто: было решено использовать шасси Pz. Kpfw. 38 (t). База устаревшего танка весьма удачно подошла для создания целого ряда самоходных установок с орудиями калибра от 75 до 149-мм. Размещение на шасси 20-мм пушки проблем не вызвало. Практически без испытаний, машина была запущена в серию. Для этого на Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM) из 10-й серии шасси Ausf. M, то есть с размещением двигательной установки в центре корпуса, выделили 151 шасси. Впрочем, 10 из них были закончены как 15cm Geschützwagen 38 für sIG 33/2 (Sf.) Grille. Эта партия стала именоваться Ausf. L. Серийные номера машин оказались разбросаны в достаточно широком диапазоне: 2711 – 3269. Первые 50 ЗСУ сдали в ноябре 1943 года, 37 в декабре. 41 установку закончили в январе 1944 года и последние 13 – в феврале. Стоит отметить, что, ни Flakpanzer 38(t), ни, тем более, «Gepard», ее не называли. Машина именовалась достаточно просто: Panzerkampfwagen 38 für 2cm Flak 38 (Sd.Kfz. 140).
Согласно штата KStN 1195 от 1 февраля 1944 года в бронированную зенитную роту (Pz Fla-Zug) должно было входить 12 Sd.Kfz. 140. Все установки поступили в дивизии, действовавшие в Италии и на Западе.
Италия
26.Pz.Div., Pz.Div. «Hermann Göring», 90. Pz.Gr.Div.
Запад
2.Pz.Div., Pz.Lehr-Div., 21.Pz.Div., 29. Pz.Gr.Div., 1. SS-Pz.Div., 2. SS-Pz.Div., 12. SS-Pz.Div., 17. SS-Pz.Div.
Кроме того, 8 машин, предназначавшихся для 10. SS-Pz.Div., были переданы в 17. SS-Pz.Div. Но, поскольку, это произошло уже в сентябре, то, не исключено, что эти установки ранее использовались как учебные.
Впрочем, небольшое количество ЗСУ повоевало и на Восточном фронте; например, Pz.Div. «Hermann Göring» в 20-х числах июля 1944 года была переброшена под Варшаву, где в составе 3-го танкового корпуса приняла участие в боях со 2-й Танковой армией РККА.
Однако к середине 1943 года боевая эффективность одинарной 2cm Flak стала оцениваться уже, как посредственная. 29 мая 1943 года на совещании в Берлине офицерами от Panzertruppe было потребовано срочно обеспечить ПВО войск ЗСУ с 2cm Vierling, 3,7cm Zwilling, а лучше всего 5,5-cm Flak. Все установки должны были быть созданы на шасси Pz. Kpfw. IV.
21 августа с Krupp был заключен контракт на разработку Aufbau auf Pz.IV f. Le.Flak Waffen. Вооружаться машина должна была 2cm Flak-Vierling.
Прототип был закончен в конце сентября 1943 года. После проведения испытаний, ближе к концу октября, было решено, что установка всех устраивает. Производство должно было начаться с апреля 1944 года по 20 единиц в месяц. Правда, параллельно предлагалось установить на той же платформе и 3,7cm Flak.
Но уже 21 декабря 1943 года решение о запуске ЗСУ с 2cm Flak-Vierling в серию было отменено в угоду 3,7cm Flak. В переделку отправился и прототип, где на него, взамен 4-хствольного автомата, установили 3,7cm Flak 43.
3 января 1944 года было окончательно решено, что в серию пойдет машина с 37-мм пушкой. Требовалось уже с февраля выпускать по 20 установок в месяц.
7 февраля 1944 года были заключены контракты на изготовление серии из 100 установок. Сборку осуществлял Werk Stahlindustrie в Дуйсбурге, в то время как шасси для них должен был поставлять Krupp-Grusonwerk. Согласно графику, необходимо было выпускать по 20 штук в месяц, начиная с 1 марта. Шасси получили номера в диапазоне 93251 – 93500. Когда за машиной закрепилось название Mobelwagen, вопрос спорный. Вероятнее всего это произошло, либо на этапе проектирования, либо на производстве.
Производство 3,7cm Flakpanzer IV (Sd. Kfz. 161/3):
1944 год
Март – 20
Апрель – 20
Май – 15
Июнь – 34
Июль – 31
Август – 30
Сентябрь – 24
Октябрь – 14
Ноябрь – 10
Декабрь – 7
1945 год
Январь – 5
Февраль – 18
Март – 12
Итого 240 установок. Однако в отчете Werk Stahlindustrie от 30 августа 1945 года говорится о 243 вновь построенных машинах. Не исключено, что несколько установок могли собрать и в апреле.
Несмотря на то, что производство машины велось до самого конца войны, она считалась временным решением. Полноценных зенитных танков даже к середине 1944 года конструкторы дать пока не могли. Поэтому, в начале июня, было принято решение ставить на стандартные танковые шасси специальные башни открытого типа с зенитным вооружением. Для этого должны были использоваться поступающие в ремонт линейные танки Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV.
В качестве вооружения по-прежнему рассматривались 2cm Flak-Vierling и 3,7cm Flak 43. Вместо того, что бы заключить контракты с фирмами-производителями, было решено создать Kommando Ostbau-Sagan в составе Panzer-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 15. Аналогичное Baukommando Becker ранее занималось всякого рода переделками французской техники. Но если Альфреду Беккеру были предоставлены в распоряжение несколько предприятий в окрестностях Парижа, включая завод Hotchkiss, то здесь были вынуждены обходиться куда более скромными ресурсами. Впрочем, ремонтные шасси и новые башни поставлялись с Deutsche Rohrenwerke.
Flakpanzer IV с зенитной установкой 2cm Flak-Vierling получил название Wirbelwind (Sd.Kfz. 161/4)
Производство
1944 год
Июль – 17
Август – 20
Сентябрь – 28
Октябрь – 2
Ноябрь – 19
Декабрь – 11
1945 год
Январь – 3
Впрочем, едва ли на этом можно поставить точку. Что происходило с производством установок в апреле, данных не сохранилось. Но с учетом того, что к этому времени Kommando Ostbau-Sagan получило еще 19 новых и 40 ремонтных шасси, можно предположить, что общий объем их выпуска мог составить 150-160 штук.
Flakpanzer IV с зенитной установкой 3,7cm Flak 43 получил название Ostwind. Специального номера машина не имела.
Первые 4 машины были собраны в декабре 1944 года. В январе 1945 года сделали 10 и 1 в марте. Кроме того на Werk Stahlindustrie в феврале 1945 года на новых шасси сделали еще 7 Ostwind.
В декабре 1944 года по инициативе Baurat Becker была предпринята попытка создания установок по типу Wirbelwind и Ostwind на шасси Pz. Kpfw. III. Опыты показали, что, в принципе, это возможно. 18 башен «Keksdose» с 3,7cm Flak 43 были построены к концу марта 1945 года. Установка их на шасси производилась в Sturmartillerie-Schule Burg. Можно говорить о примерно 11 переделанных танках. Увы, но об этой машине практически ничего не известно. Нет и фотоматериала.
О полноценном зенитном танке в военном руководстве Германии говорили много. Но что-то более-менее интересное стало формироваться к началу 1944 года. Разрабатывавшуюся для подводных лодок установку с 3cm спаренными пушками Mk 103 решили применить и на танковом шасси. 20 июня 1944 года были заказаны 300 подбашенных коробок. Первые три должны были быть готовы в августе, а затем делать по 30 штук в месяц. Новая машина, именовавшаяся Leichter Flakpanzer IV mit 3cm Mk 103 als Zwilling Waffe (Kugelblitz), должна была пойти в серию в сентябре. В этом месяце Werk Stahlindustrie обязывалась поставить первые 5 танков установочной серии. Впрочем, вскоре, начало выпуска было отодвинуто: две машины можно было ожидать только в октябре и 3 в ноябре.
В октябре были начаты постройкой два шасси на Daimler-Benz и три на Werk Stahlindustrie. Тогда же с Daimler-Benz на Werk Stahlindustrie отправили две подбашенные коробки.
Krupp изготовил и отправил на Werk Stahlindustrie с августа 1944 по февраль 1945 года 51 подбашенную коробку.
Но проблемы с доведением башни до рабочего состояния, не могли не сказаться на планах производства самого танка. Уже 30 января 1945 года было сказано, что Werk Stahlindustrie в феврале соберет 10 установок, 10 в марте и, затем, перейдет на выпуск по 40 штук в месяц.
Впрочем, и эти планы оказались несбыточными. В феврале собрали первые и последние 2 машины. Одна из них была отправлена на полигон в Куммерсдорф. О дальнейшей судьбе установок ничего не известно.