Найти в Дзене
Вятский Хутор
Подписаться

Огромный заброшенный храм в жилом селе. Показываю, что осталось от былой красоты

Памятник истории и культуры федерального значения медленно, но верно превращается в руины.

Здравствуйте! Во время подготовки материала о праздновании Дня Победы в глубинке для своего второго блога «Старая Вятка», я посетил одно очень интересное место − село Пустополье Уржумского района. В этом живописном и по сей день жилом населённом пункте сохранилась поистине потрясающая достопримечательность − Церковь Воздвижения Креста Господня.

Памятник воинам-землякам около храма.
Памятник воинам-землякам около храма.

По преданию, братья Михей и Ардаш сбежали откуда-то из-под Казани от гнёта крепостного права. Здесь, недалеко от речки и родника они вырубили лес, построили себе дома и занялись хозяйством, распахали землю. Позже к ним присоединились Рябок со своей семьёй, бежавшие от помещика из-под Москвы. Такова легенда появления села Пустополья.

-2

Крестовоздвиженская церковь была выстроена в 1871−1872 годах. В то время в приходе находилось 11 селений, не далее 5 вёрст от храма. Насчитывалось 1244 прихожан мужского пола и 1484 прихожан женского пола.

В объективе «ширика».
В объективе «ширика».

С восточной стороны храма, рядом с дорогой установлен белоснежный часовенный столб. Перехожу небольшую канавку по деревянному мостику и оказываюсь прямо перед стенами величественного здания. Купола, к сожалению, исчезли в годы гонений на религию.

Часовенный столб.
Часовенный столб.

Здесь, перед высоченным храмом, чувствуешь себя каким-то маленьким. Даже не верится, что на весьма немалом отдалении от города, в небольшом селе, может стоять огромный храм.

Купола, утратившие кресты.
Купола, утратившие кресты.

В нескольких сотнях метров от колокольни и главного входа в советские времена стояли фермы. Сейчас же из травы местами торчат фрагменты стен ферм и гаражей.

Местность около храма зарастает молодыми деревьями.
Местность около храма зарастает молодыми деревьями.

Что ж, заходим внутрь. Нет ни парадных дверей, ни решёток. Над головой сквозь ветхие конструкции крыши видно весеннее ясное небо.

Разрушение крыши.
Разрушение крыши.

На полу же лежат фрагменты стропил, выполненные ещё в позапрошлом веке из толстых брёвен. Видно − делали основательно, на века. Вот только всё сгубила бесхозяйственность.

Завалы у дверей.
Завалы у дверей.

А этот Крестовоздвиженский храм, отмечу, является памятником истории и культуры Федерального значения.

Фрагмент из перечня ОКН.
Фрагмент из перечня ОКН.

Куда смотрят охранители объектов культурного наследия? Наверное, ждут, когда памятников не останется совсем...

В притворе храма почти не осталось штукатурки, повсюду валяются кирпичи. Средняя часть напротив, сохранилась вполне неплохо.

В храме под куполом.
В храме под куполом.

Белая штукатурка создаёт ощущение того, что это место всё ещё служит людям. Однако то, что я увидел ранее, сей факт отрицает. Порванные металлические связи навевают грустное настроение. Ведь старинное здание потеряло свою былую прочность и продолжит разрушаться ещё стремительнее.

Алтарная часть храма.
Алтарная часть храма.

Зато очень хорошо сохранился пол, выложенный из опоки. Хотя в момент, когда закрывались и переоборудовались под какие-то другие нужды здания церквей, опочные плиты исчезали одними из первых.

Масштаб пустопольской церкви окончательно воспринимаешь, посмотрев наверх, на купол. По всей видимости, зодчие строили этот храм, оглядываясь на античную архитектуру. На мой взгляд, здесь просматриваются некие мотивы из древнего Рима.

Под куполом.
Под куполом.

Что же будет дальше с церковью Воздвижения Креста Господня в будущем? Возрождение или гибель? Кто при худшем сценарии ответит за утрату исторического памятника и святыни? Ведь, чтобы отреставрировать здание такого масштаба, необходимы немалые средства. Но из-за отсутствия какого-либо туризма затраты не окупятся, от чего за работу возьмутся только радеющие за свой Родной край добровольцы.