Американский судостроитель из Бостона Дональд Маккей построил много замечательных парусников. Это известные парусники: «Флайинг Клауд», «Флайинг Фиш», «Соверен оф зе сиз», «Уэствард Хо», «Лайтнинг», Джеймс Бейнс» и «Стег Хаунд».
Даже вечные соперники американцев в парусном судостроении – англичане признавали, что практически каждый парусник, построенный Д. Маккем – это произведение искусства, и напоминает корпусом барракуду, носовыми обводами – лезвие опасной бритвы, а высокие, слегка наклоненные назад мачты несут целые облака парусов.
В течение почти тридцати лет 19-го века парусники Маккея не имели равных в скорости хода. В марте 1853 года клипер «Соверен оф зе сиз» за сутки прошел 420 миль. Это был настоящий рекорд в те времена.
Многие исследователи парусного дела утверждают, что всего 14 парусников за всю историю парусного флота смогли преодолеть за сутки более 400 миль. И самое интересное, что 13 из них были построены … Дональдом Маккеем!
В 34 года Маккей уже вовсю строил пакетботы. У пакетботов была хорошая скорость, и они могли дойти из Ливерпуля в Бостон за 12 дней. После этого, Маккей задумал построить очень крутой парусник.
Парусник назвали «Грейт Рипаблик» и спустили на воду в Бостоне осенью 1853 года. Оснастку такелажем и парусами делали в Нью-Йорке, куда его привели на буксирах. Только на пошив парусов из белого хлопка ушло 14 340 погонных метров ткани!
У парусника были очень длинные мачты, длина самой высокой мачты от палубы до клотика достигала 70 метров. Всего на «Грейт Рипаблик» было четыре мачты.
Капитаном стал старший брат судостроителя – Лохлан Маккей. И накануне нового, 1854 года парусник должен был отправиться в свой первый рейс в Австралию.
Но после празднования Рождества, на набережной в Нью-Йорке, где стоял «Грейт Рипаблик», загорелся склад. Из-за сильного ветра пожар перекинулся на просмоленный такелаж клипера. И вскоре все четыре мачты парусника превратились в пылающие факелы.
Пожарники ничего не могли сделать. Так как струи пожарных шлангов не достигали даже середины мачт.
Чтобы остановить пожар, капитан приказал срубить мачты и сбросить их в воду. Но падающие мачты разбили надстройку и шлюпки, а одна мачта пробила несколько палуб и пожар начался уже в трюме.
Капитан и судостроитель нашли еще один выход: прорубили днище клипера и затопили его на трех—четырехметровой глубине.
Но даже полузатопленное судно тушили еще два дня. Тем не менее, набор и большая часть обшивки клипера остались невредимыми.
А дальше интересно, что по версии наших исследователей, Маккей поднял судно и реконструировал его. По версии западных исследователей, после урегулирования страховых требований, Маккей продал судно, а новый владелец перестроил его с более короткими мачтами. Но, так или иначе, а парусник получил второе рождение.
И даже в таком «урезанном» виде «Грейт Рипаблик» являлся на тот момент самым большим деревянным парусником в мире!
К примеру, на реке Темзе даже не нашлось дока таких размеров, чтобы принять «Грейт Рипаблик».
Клипер остался и одним из самых быстроходных в мире. Он проходил за сутки около 410 миль со средней скоростью 17 узлов.
Не случись пожар, возможно «Грейт Рипаблик» стал бы не только самым большим, но и самым быстрым деревянным парусником в истории.
Интересный факт: «Грейт Рипаблик» во время Крымской войны 1853-1856 г.г. заходил в Севастополь, будучи зафрахтованным французами и использовавшимся в качестве военного транспорта.
Впоследствии парусник был продан одной из ливерпульских торговых компаний и получил новое название «Дания». Во время сильного шторма в районе Бермудских островов в 1872 году дважды рожденный клипер затонул.
Характеристики клипера «Грейт Рипаблик»:
- Длина – 101,5 м;
- Ширина – 16,2 м;
- Площадь парусов – 6070 кв. м.
- Скорость средняя – 17 узлов (32 км/час).
Читаем на канале: