Текст: Галина Мумрикова
Журнал «Костер» задумал Самуил Маршак, который был не только блестящим поэтом и переводчиком, но и организатором. Преемник «Костра» – детский журнал «Еж», закрылся. Свято место пусто не бывает, и в 1936 появился «Костер», в котором печатались Паустовский, Беляев, Бианки, Ильин, Успенский, Чарушин. Правда, в 1937-м практически вся редакция была арестован. Маршак уцелел чудом – просто уехал в Москву. Образовался новый состав редакции, и журнал издавался до 1946 года, а потом наступила десятилетняя пауза. С июля 1956 года журнал уже выходил без перерыва. Кстати, именно в «Костре» в 1962-м году появилась первая публикация Иосифа Бродского: это была «Баллада о маленьком буксире».
Одновременно с писателями и поэтами пришли в журнал и художники, которые изобретали по четыре обложки к каждому номеру, а также внутренние иллюстрации. И, надо сказать, что это был такой особенный пласт книжных мастеров – графиков и живописцев, на рисунках которых воспитывались советские дети.
… Мне было в 1956 году 7 лет, и мама как-то принесла из библиотеки несколько номеров «Костра». В нашем провинциальном городе, где не было ни театра, ни картинной галереи книги и журналы оставались единственными источниками какого-то художественного ликбеза для младших школьников. Вот в процессе чтения, в том числе и журнала «Костер», и складывалось мое мировоззрение: добрый дедушка Ленин, глянцевые чистенькие пионеры, которые проводят лето в Крыму на Черном море, тимуровцы, помогающие старушкам, коллективный труд на благо Родины, забота о природе, праздничная Москва, первомайские праздники, ну и, конечно, просто сказки – да что говорить! Мы, тогдашние пионеры, вопросы идеологии не воспринимали – мы воспринимали текст и картинки. А и то, и другое были, как правило, потрясающе классными.
…На выставке в «Открытом клубе» представлены обложки и иллюстрации журнала «Костер» за 35 лет. Так сложилось, что работали на журнал только лучшие художники. Они приносили свои рисунки в редакцию, получали одобрение. В какой технике рисовали? В разной, но в основном это были акварель, карандаши, гуашь, тушь, масляная пастель, аппликация. А потом оригиналы еще проходили испытание нашей несовершенной полиграфией. Типография «выдавала» порой такое качество печати, что художник с трудом узнавал свое творение. А вообще рисунки очень часто было принято оставлять в редакции. Так образовалась коллекция оригиналов питерских художников – иллюстраторов «Костра», которую собрал редактор Олег Орлов.
Почти все художники, которые рисовали для «Костра», закончили «Репу», учились у известных мастеров.
А начать, наверное, надо с Владимира Конашевича – классика детской книжной иллюстрации. В каждом доме, где были дети, имелись книжки Самуила Маршака и Корнея Чуковского, которые иллюстрировал Конашевич. Кто ж не восхищался его добродушным Рассеянным с улицы Бассейной, кого не завораживала такая сказочная прорисовка деталей, которой нет больше ни у кого. И уж, скорее всего, и не будет.
Владимир Юсипенко (1913-1982) учился у Конашевича в ВАХ, его дипломная работа была посвящена оформлению книге Бажова «Малахитовая шкатулка». Работал он и на Ломоносовском фарфоровом заводе художником по надглазурной росписи.
Владимир Ветрогонский (1923-2002) преподавал на графическом факультете Института им. И.Е.Репина, начинал простым ассистентом, а потом стал профессором.
Георгий Ковенчук (Гага) (1933-2015) занимался, помимо книжной иллюстрации, графикой, сценографией, плакатами и даже малоформатной скульптурой. В свое время он от журнала «Костер» даже ездил в командировку на БАМ.
Многие художники делали иллюстрации не только для «Костра», но и для других детских и взрослых журналов. Так, Аба Кор (1923-2008) более десяти лет иллюстрировал журналы «Дружба» и «Звездочка».
Буквально в прошлом году не стало Михаила Беломлинского. Он тоже выпускник «Репы». Более двадцати лет был членом творческого объединения «Боевой карандаш» и с 1971 года работал главным художником журнала «Костёр». В 1989-м Беломлинский эмигрировал в США, где стал арт-директором газеты «Новое русское слово». Наиболее известной работой Беломлинского являются иллюстрации к советскому изданию сказки Джона Роналда Руэла Толкина «Хоббит».
Этих художников уже не с нами, но они остались в нашей памяти, не затерявшись в череде будней – остались, потому что когда-то мы все это видели, а они и писали то, что нас окружало, пусть даже немного приукрашивая.
Светозар Остров считается продолжателем традиций ленинградской школы «Детгиза». Он проиллюстрировал более двухсот книг. Книжный график Анатолий Слепков – участник многих художественных выставок, в том числе в Королевской академии искусств в Лондоне. Его работы находятся в музеях и галереях России, частных собраниях Англии, Франции, Голландии и других стран.
…И вот как-то грустно становится, когда вглядываешься в незатейливые пионерские обложки и иллюстрации «Костра». Это не ностальгия. И не тоска по детству невозвратному, нет. Это тревога за нашу детскую иллюстрацию, в которой не должно быть фальши. Сейчас детская иллюстрация порой выглядит агрессивной, будучи плодом актуального искусства, непрофессионализма или компьютерной графики, утрачивая реальные контуры повседневности. А она должна быть доброй – независимо от техники и жанра. Детям в любом случае подавай грузовичок, собачку, лошадку, ракету, да что хошь – лишь бы было интересно и талантливо, красочно и умно.
выставки#искусство#изобразительное искусство#книжная иллюстрация#открытый клуб