Поговорим немного об одной моей любимой категории ладанных парфюмов. Часто встречаются в контексте парфюмерии комментарии про ладан «как в церкви»? Ну и обычно пишущий как-то само собой подразумевает, что абсолютно понятно, как именно пахнет. И тут мои тараканы начинают беспокойно шевелиться: А как это на самом деле? В какой именно церкви? Сортов церковного ладана огромное количество, далеко не все чистая смола олибанум boswellia, многие с другими добавками, у меня вот лежит пакет и в незажженном состоянии в основном розой пахнет. Даже в одной и той же церкви в разное время могут кадить разными. Как-то помню горячую дискуссию на одном из соответствующих форумов о том, как дорого кадить хорошими сортами каждый день, особенно в небогатом приходе... и пространное обсуждение того, что можно покупать, а что нельзя брать ни при каких условиях, и про разницу в аромате. Так что «как в церкви» может пахнуть весьма разнообразно.
Можно пойти тогда нюхать эфирное масло boswelia carterii, найти там теплый, округлый смолистый запах (т.е. без дыма, дым в парфюме при необходимости надо будет делать чем-то дополнительно), но он будет тоже разный у разных сортов – где-то слаще, где-то суше. Сомалийский мне кажется более «протитипичным», в индийском мне чудилась травянистость и какой-то анисовый акцент (он точно совсем нецерковный).
Подозреваю, что пресловутая «кока-кольность», которая многим слышится в парфюмах типа Opium, Youth Dew – у других тоже ассоциируемых с ладаном – это скорее заслуга чего-то вроде мирры, оппопонакса, лабданума/ цистуса – эти ребята любят создавать бальзамность, густую тягучую черносливовую ликерность, напоминать о Бугульме, Егермайстере и чем-то подобном.
Потом есть, как ни странно, альдегиды – вот тут обсуждала, что лауриловый С12 часто оборачивается плавленым свечным воском, что у многих тоже вызывает церковные ассоциации. Интересно, что мне говорили, что восковость бывает еще от передоза каких-то розных материалов.
Вот уж не знаешь, как и классифицировать все это разнообразие, а если еще и дымный учитывать… Так что это будет совсем набросок с надеждой на продолжение. По-хорошему, если только взять одних Comme des Garçons, то учитывая сколько они их понаделали, в них же и закопаться. Одна из последних ладанных покупок был как раз их Rouge, но не потому, что ладанный, а потому что моему носу они реально воспроизвели свекольность, и, вспоминая мемы в духе страдающего средневековья «У вас тут странно…я останусь» я не смогла не раскошелиться. Но у них, конечно, самая ладанно сфокусированная коллекция – это та, что с Авиньоном, Загорском и пр. Как раз хорошо представляет разнообразие. При этом Comme des Garcons Series 3 Incense: Avignon среди них для меня самый протитипический, стереотип ладанного парфюма для моего мозга наряду с Full Incense Montale (в этом правда есть кислинка в сторону Elixir Penhaligon's и Fille en Aiguilles Serge Lutens, но в носке она быстро уходит).
А мимо Авиньона я хожу годами и не покупаю, личный бзик, который надо как-то переломить. Меня название почему-то ассоциативно грузит, я сразу вижу Риша в ссылке в Авиньоне, такого далекого от стереотипного кардинальского образа и шампеневских портретов, в знаковые тридцать три годика, в том парализующем мрачном расположении духа, от которого ладанный флер местных соборов кажется верным обещанием беды. Надо крутиться, включать обаяние для помощника папского легата, а хочется писать завещание. Он и пишет, а на дуэли вместо этого погибает Анри, и вот уже все семейство на одних плечах. И сыплет-сыплет мокрый мартовский снег, зябкой беспросветной пеленой. И брат отца Жозефа, везущий королевский вызов в Ангулем, еще только в пути. Кто ж знает, что он приедет. Авиньон – это не город. И не гарсоновский парфюм. Авиньон – это состояние души.
Ладаны хорошо сочетаются, по-моему, почти со всем, хвоистостью, деревяшистостью разного плана, белыми цветами, ванилью и бальзамами, специями и пряными травами и пр. В какой вообще композиции ладанный акцент может быть неуместен?
Еще один такой мрачноватый парфюмерный ладан для меня – это Baudelaire Byredo. Хотя он уже совсем не «чистый», а с большим количеством добавочных специевых оттенков. Да и мрачноватость его скорее личные ассоциации, с других он мне таким не кажется (у меня подруга купила флакон через пару лет после меня и активно носила). А мне Бодлер как-то внезапно показался однажды на магазинной полке, с тех пор тестился неоднократно и наконец был куплен зимой с расчетом уйти с этим господином, по крайней мере, в недельный запой. И тут выяснилось, что собутыльник из него нестойкий. Тяжелы ему отечественные -20: он на морозе сжимается, скукоживается и исчезает в неизвестном направлении. Ему нужен приличный климат. Ну, справедливости ради, он цепкий, но не хвостатый, любит садиться близко к коже. Поскольку могла и со стороны наблюдать, скажу, что в длинном шлейфе он не замечен. А ладан в Бодлере очень интересный – не сухой католический Bois D'Encens, не сладковатый из кадила в православном храме, а с дымком, как будто угольная кадильная свечка горит в шкафчике со специями. Эта дымность замечательна...
"Я эту душу занавешу
Как бы завесой дымовой,
И он забудет сумрак свой.
В колечках дыма распотешу
Его тревогу, а тоску
Всю целиком заволоку."
Со временем становится слаще и мягче, на коже особенно. Но при этом он «шершавый», что бы это ни значило в контексте личной синестезии. Впрочем, лучше всего он, пожалуй, живет у меня на траурной атласной ленточке.
Из дымных ладанов хочется вспомнить еще L'Agent Agent Provocateur, но его тяжело описывать, он очень контекстно зависимый. Температура меняет его на мне почти радикально от зимней кислотно-дымно-ладанной версии зимой, но полной переакцентировки на активную жасминовую цветочность летом. Будто два разных парфюма вообще.
А вот Bois d'Encens Giorgio Armani при том, что тоже вполне типичный ладан, и по всему контексту знакомства должен был бы якориться с самым депрессняком, ан нет. Первое наше знакомство с Ладанным лесом состоялось летом в аэропорту Лиссабона – удивительно, но жара его совсем не портила, обычно такого типа парфюмы у меня все-таки ассоциируются с более прохладным окружением. Но тут мой нос почти мгновенно вычленил его из всей линейки Armani Privé, и щелк – ольфакторное зависание. Спросила цену и была придушена жабой 😊 Оросила блоттер щедро и пошла от стенда. Бумажка, справедливости ради, примерно пахла больше недели. Иногда мне жалко, что я не блоттер. На мне стойкость Bois D’Encens все-таки весьма средняя. В итоге уже по осени со мной все равно приключился очередной бзик – и я пошла и купила ту самую 100мл бадью без раздумий, хотя шла за чем-то совсем другим. Это очень сухой и строгий ладан – без дыма байредовского Бодлера, без сладости, без оплавленного воска – ладанный дух, впитавшийся в старое-старое дерево церковных скамей и потемневшей от времени кафедры. Такой теплый сухой деревянный ладан, иногда с нотой черного свежемолотого перца (т.е. если там и есть специи из пирамиды, то это он). По-моему, носить его лучше всего в прохладную влажную погоду на коже либо гладких тканях, получается хороший баланс. На шерсти, букле, меху и подобном он становится суше и брутальнее («шершавее»), что тоже интересно, но иногда чересчур.
Хвойные ладаны с акцентом на природную смолистость. В первую очередь среди того, что я ношу, вспоминается Encens Flamboyant Annick Goutal. Такой горький еловый ладан. Правы те, кто пишут про дымок и костер. Но никакой инквизиции, сплошное детство: Мокрые Ленкины елки и мы костер под ними жжем, в проливной дождь, под самодельной крышей из полиэтилена, под задницей высушенный папоротник и рыжеватые старые иголки, в руках замусоленные карты. А по еловому стволу иногда деловито пробегают муравьи по своим неведомым муравьиным делам. Парфюм сумрачный, как густой еловый лес, но не депрессивный, просто его не хочется носить в солнечную погоду. Вообще он лучше всего монтируется с дождливым и туманным ноябрем и пронзительной сыростью.
Тоже осенний для меня, но скорее октябрьский, с проблемками солнечных лучей – Fille en Aiguilles Serge Lutens. Девушка на шпильках - один из самых чудесных ароматов в миноре. В нем много влажного ветра с залива и корабельных сосен Карельского перешейка. Немножко осени и Шопена. Прозрачное бледно-голубое небо начала октября и прощальные солнечные зайчики на песке. Ладан только фон картины. Однажды вот так осенью с утра в метро уловила шлейф и как парфманьяк пошла по следу, сильно задумалась и чуть не впилилась носом в парфносителя. Всю дорогу размышляла о двух вещах: том, что на мне иголок всегда больше, и почему я, дура, этим утром не надела именно Fille en Aiguilles - для начала октября, по утреннему морозцу, это был идеальный вариант. Дядьку хотелось забрать с собой, чтоб создавал настроение. В целом же, несмотря на осенние ассоциации, носибелен круглогодично - летом не удушающий, зимой не холодный. Стойкость приличная. Кожа, ткань, мех - не привередлив и везде красив. В нем есть некоторая кислотность видимо как раз от хвойной бальзамичности, которая роднит его с Elixir Penhaligon's. Объективно, это более ладанная и вощеная версия Девушки на шпильках в моем флаконе (у меня на знакомой он давал совсем не такой результат и, кажется, даже что-то печеньковое) ...
Но субъективно – это самый АНГЛИЙСКИЙ ладан из всех, что я знаю. Что, что они туда положили? Откуда, из каких глубин памяти монументальным китом всплывает сумеречная громада Батского аббатства, и золотистый ретривер в соседнем пабе, положив массивные лапы на стул у барной стойки, радостно машет хвостом в вечности? Уксуса они туда что ли капнули из той бутылки, что для fish and chips на столе стоит...
Бывают ли веселенькие, позитивные ладаны в парфюмерии? Для меня – это, например, Messe de Minuit Etro.
По-моему, из известных мне "ладанных" ароматов (не считая тех, что с примесью востока а-ля Вазамба) Месса один их самых мягких и жизнерадостных. Условно говоря, если к Арманиевскому Лесу или Литургии Jovoy, хочется красивый гематитовый розарий на левую руку и Pater noster, для Мессы лучше простые деревянные четки и Ave Maria. Парфюм вообще похож на белую церковь в Фатиме. Довольно стойкий, часов 5 с кожи слышен отчетливо. На ткани живет дольше. В начале Мессы много цитрусовых, этим он напоминает Байредовский Chembur, но потом они расходятся. Пахнет скорее воздухом в церкви во время службы, где совсем не только ладан, а еще много запаха оплавленного воска. Кстати, людям парфюмерно незамороченным вот Месса, похоже, и кажется "как в церкви" :-). Однажды тряхнула случайно шарфиком на экзамене, смотрю студенты чего-то засуетились. На вопрос: «Что случилось?» Говорят: «Чего-то пахнет как в церкви». А фигушки, это мой парфюм.
Еще один довольно светлый ладан La Liturgie des Heures Jovoy Paris. Зимой, когда в Питере в кои-то веки снег белый-белый, Литургия пахнет мне очень близко к Мессе Этро. Из всех ладанов, что у меня есть, они ближе всего друг к другу и самые воздушно-радостные, поэтому так плотно ассоциируются с белизной. Литургия с кучей желтого воска, который мне обычно дают альдегиды в Caleche и Rive Gauche, мягкая и округлая, что особенно заметно оказалось на фоне шершавости Bois D'Encens, остатки которого однажды были на меховом воротнике, когда я решила поносить Литургию.
Еще один из невосточных, но позитивных – Sideris Maria Candida Gentile. К сожалению, не представляю, как пахнет железница, давшая ему название, но, судя по описаниям, растение любопытное. В самом парфюме травность явно присутствует. Такой очень прозрачный вариант чуть сладковатого ладана, зажженного погожим летним деньком на открытом воздухе. Ощущение будто лежишь в полуденный зной на поле, праздно пялишься в небо, задумчиво жуешь стебелек какой-нибудь ежи или мятлика, вокруг дикие травы до горизонта, пчелы деловито снуют от цветка к цветку, мураши куда-то ползут, тащат чего-нибудь съедобное к себе, в общем активно протекает всяческая жизнь. И вот весь он такой позитивный что ли? Не особо напористый, довольно расслабленный. Пожалуй, что есть изрядная доля чего-то обозначенного в пирамиде пчелиным воском, что роднит его с гораздо более густой Сахарой Форда. В базе у него iso e super, но очень органично вписанная. Добротный парфюм на крепкую четверку.
Sahara Noir Tom Ford и все восточные ладаны на мой вкус довольно радостные. Сюда бы отнесла Wazamba Parfum d'Empire. Еще дальше по линии восточности, конечно, Opium, Youth Dew, Cinnabar, но про них надо отдельно писать, т.к. я скорее воспринимаю их уже как отдельный большой самостоятельный подкласс.