Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ...КРЕПОСТЬ?

Роман «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». С момента создания романа прошло много лет. Но за это время проблема, поставленная Толстым в его романе, не только не решена, но стала во много раз страшнее – ситуация во многих семьях крайне сложная. Семья же, как известно, ячейка общества. Каково же тогда наше общество, если большая часть его ячеек разваливается у нас на глазах?

Моего опыта работы в школе достаточно, чтобы понять: каждый ребенок – «продолжение» родителей. В наших детях ярче проявляются наши недостатки и – хочется верить – наши достоинства. Но последних, увы, у современных родителей не так много…

Слово «современные» здесь употреблено в отрицательном значении. Власти за неполные два десятка лет вдоволь натешились над многострадальным народом – и люди в результате отнюдь не стали лучше.

Мне приходилось видеть детей, которые после уроков слоняются по школе, потому что им не хочется идти домой – у папы с мамой очередная гулянка. Сейчас эти дети уже выросли и вскоре сами станут родителями. Вопрос «на засыпку»: интересно, чему они научат своих деток? Кстати, мои первые ученики родились как раз в начале 90-х и всех «радостей жизни» хлебнули в полной мере.
Мне приходилось видеть детей, которые после уроков слоняются по школе, потому что им не хочется идти домой – у папы с мамой очередная гулянка. Сейчас эти дети уже выросли и вскоре сами станут родителями. Вопрос «на засыпку»: интересно, чему они научат своих деток? Кстати, мои первые ученики родились как раз в начале 90-х и всех «радостей жизни» хлебнули в полной мере.

Есть два пути, по которым могут пойти юноши и девушки из неблагополучных семей. Первый и самый легкий – последовать примеру своих родителей: перенять привычную модель поведения проще. Второй путь – более сложный, и осилить его могут единицы. Насмотревшись на пьянство, взаимное неуважение своих родителей, дети могут наперекор всему добиться многого и стать выдающимися людьми. Но это редкость – особенно в условиях, когда позитивные примеры можно перечесть по пальцам.

Средства массовой информации давно пропагандируют, мягко говоря, своеобразный образ жизни: безграничную власть денег, «свободную любовь», романтизацию преступников. Единственная альтернатива – старые добрые фильмы (плюс очень небольшое количество добрых новых лент) и, конечно же, книги.

Но спросите учителей русского языка и литературы, какая главная проблема в обучении детей? Дети просто не любят читать, у них нет привычки к этому. Некоторые родители заявляют: «Вот вы, учителя, и должны прививать детям любовь к чтению!» Да, хороший педагог должен уметь заинтересовать учеников своим предметом. Но нельзя насильно привить любовь к чтению, авторитарные методы приведут к тому, что дети начнут ненавидеть книги, особенно серьезные. Хорошие книги нужно читать ребенку с самого раннего возраста, читать постоянно, чтение должно быть радостью, а не скучной процедурой. И здесь опять-таки мы возвращаемся к проблеме семьи.

Счастье, когда родители ребенка любят книги и передают сыну или дочери прекрасную привычку к чтению! Но таких семей становится все меньше и меньше… Наши сограждане «выматываются» на работе, чтобы хоть как-то содержать семью, или уходят от проблем «в бутылку». Им проще посмотреть по телевизору очередной американский (а теперь, к сожалению, и российский) боевик или «мыльную оперу», чем взять в руки книгу.

Нередко видишь молодых мам с колясками, из которых высовываются маленькие ангелочки: милое личико, смышленые глазки… А у мамаши в руке – сигарета или бутылка пива, а с губ слетают такие словечки…

Конечно, надо не только мечтать о недостижимом идеале, но и действовать, чтобы хоть частично воплотить его в жизнь. Многое – в наших руках. Мы можем и должны пытаться привить нашим детям любовь к хорошим книгам, к гармоничной музыке, к творчеству великих художников и нашему «великому, могучему» и прекрасному русскому языку! Но главное – мы должны уделять как можно больше внимания и любви нашим собственным детям, ведь именно семья есть начало всего, источник великого счастья или несчастья человека.
Конечно, надо не только мечтать о недостижимом идеале, но и действовать, чтобы хоть частично воплотить его в жизнь. Многое – в наших руках. Мы можем и должны пытаться привить нашим детям любовь к хорошим книгам, к гармоничной музыке, к творчеству великих художников и нашему «великому, могучему» и прекрасному русскому языку! Но главное – мы должны уделять как можно больше внимания и любви нашим собственным детям, ведь именно семья есть начало всего, источник великого счастья или несчастья человека.

В заключение приведу сочинение Насти Савосиной, ученицы 6 «А» школы № 52.

«Моя семья – моя крепость.

Я “познакомилась” со своими родителями почти 12 лет назад. Поначалу мы мало понимали друг друга: они не понимали, чего я хочу, а я не понимала, чего от меня хотят мои родители. Но с каждым годом мы понимали друг друга все лучше.

Мне нравится разговаривать с мамой и папой: они меня многому учат, подсказывают, что правильно, а что нет, советуют, как поступить в той или иной ситуации. А иногда и они со мной советуются – ведь мы одна семья!

Мои папа и мама – самые лучшие, на них всегда можно положиться, они в любую минуту придут на помощь. Если же у них проблемы, то я стараюсь их поддержать. Я вижу, что после этого им становится легче.

Я очень люблю своих родителей. Они – моя надежная крепость!»

Майя ИВАНОВА

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Faceboo