«Дерево — время, жизнь, жизнь людей, тепло, душа, бескрайние леса и гладь замерзших северных озер, сковавших сплав, того же самого бревна» К.А. Гоголев
Кронид Александрович Гоголев (13.06.1926-10.04.2013) родился в семье священника Новгородской губернии.
В 16 лет попал на фронт; участвовал в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши; закончил войну в Германии. Был многократно ранен, контужен. Награжден орденами и медалями.
В 1953 году Кронид Александрович поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. После окончания уехал в Карелию. Во время работы в школе и студии самостоятельных художников заочно учился в Педагогическом институте им. А.И. Герцена.
Сначала Гоголев пробовал себя в живописи и графике, но в 70-х годах увлекся резьбой по дереву.
«Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался — большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале. И когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой» /из воспоминаний художника,http://rk.karelia.ru/
Не претендую на роль искусствоведа, мне и графика очень понравилась.
А Сюжеты на деревянных панелях выглядят и вовсе фантастически.
Фотографии к сожалению не передают мастерства автора.
Картины с тысячами мельчайших деталей. Кажется, нет повторений ни в кружевных веточках деревьев, ни в выражениях лиц героев, ни в завитках волн, ни в фасадах домов, ни в куполах церквей…
Полотна объемны, каждый штрих на службе целостности сюжета.
Любимый материал — липа, теплая и фактурная. Использовано также новозеландское дерево йелотонг золотистого оттенка.
Какова трудоемкость работ даже представить себе не могу.
Успех пришел к мастеру не сразу.
Члены Союза художников долго отправляли работы Гоголева в категорию «прикладное искусство», не желая признавать их высокую эстетическую ценность.
Только после двух выставок в Москве о Крониде Александровиче заговорили. В 80-90-х годах ему были присвоены звания Заслуженного работника культуры РСФСР и Карельской АССР, Народного художника РФ, Лауреата Государственной премии России.
Галерея находится в самом центре города рядом с пристанью, открыта для посещения с 1988 года. Ремонт старого здания финской постройки 1904 года художник делал на свои деньги.
Экспозиция организована хорошо. В залах светло и уютно.
Мне не хватило, пожалуй, только табличек с названием работ. Впрочем, это оставило простор для фантазии.
Музей рельефной резьбы по дереву Кронида Александровича Гоголева, наверное, лучшее из того, что есть в Сортавале.
Сам город не произвел совершенно никакого позитивного впечатления.
«Убогий финский городишко, построенный между двумя горами» - сказал о нем Александр Дюма в «Путевых впечатлениях».
Краеведы стройными рядами встают на защиту Сортавалы (финский и карельский – Sortavala; шведский- Sordavala; до 1918 года Сердоболь — шиповник).
Говорят: «Дюма приехал в 1858 году —слишком рано!», город расцвел а начале XX века, когда в Сердоболе начали работать лучшие финские архитекторы, пионеры северного модерна.
Классик французской литературы поторопился с визитом, а мы опоздали.
От знаменитого финского конструктивизма остались унылые обшарпанные фасады.
В Сортавале нет целостного «исторического центра», его роль выполняет единственная площадь имени Вяйнямейнена (героя карело-финского эпоса «Калевала»).
Кроме того, городу на Ладоге просто стыдно не иметь красивой набережной.
Согласно легенде, именно к этим берегам причалила нечистая сила, изгнанная иноками с Валаама. Сортавала переводится c финского, как «власть черта» (sorta – «черт» и valta – «власть»).
От души желаю управленцам и жителям преодолеть негативное влияние потусторонних сил и заняться, наконец, благоустройством.
И все же, ученые насчитали в Сортавале 165 памятников деревянной архитектуры, 17 исторических, 8 археологических, 2 культурных. Пытливым следопытам есть чем заняться, при желании.
Мы предприняли отчаянную попытку доехать до Ладожских шхер. Национальный парк расположен примерно в 20 км от Сортавалы. Маршрут, предложенный навигатором Яндекс, оказался непроходимым. На последних 2-х км, не помог ни полный привод, ни высокий клиренс. Пожалели машину. Думаю, самый простой, надежный, приятный способ посмотреть изрезанные скалистые берега и живописные мелкие острова — договориться с владельцем катера в Питкяранте, Сортавале, Лахденпохье, Березово.
Осознание данного факта пришло к нам слишком поздно, прогулка по озеру отложена на следующий раз.
Наше путешествие по Карелии началось в "Точке на карте" Сортавала.
Мы посмотрели Водопады Ахинкоски, горный парк "Рускеала" и Карельский зоопарк, совершили восхождение на гору Паасонвуори.
На обратном пути нас ждали другие интересные места.